Ролевое поведение в организации

В процессе организационного воздействия от человека ожидают выполнения определенной роли. Роль – это предписанные организационным окружением представления относительно поведения человека в процессе трудовой деятельности.
Роль представляет собой нормативно заданный и коллективно одобряемый образец поведения, которому должен следовать человек и который выражает его социальную позицию.
Определяя поведение человека, роль выполняет две основные функции:
• показывает человеку, как в этой роли необходимо себя вести в общем смысле и по отношению к окружающим,
• ориентирует лицо, вступающее в контакт с исполнителем определенной роли на соответствующее данной роли поведение.
Каждый работник играет в организации множество ролей: руководитель, коллега, подчиненный, товарищ. Роли можно классифицировать:
• по половым различиям – мужчина, женщина,
• по степени формализации – формальные и неформальные,
• по форме выражения – активные и пассивные,
• по способу проявления – явные и скрытые,
• по значимости – доминирующие и второстепенные,
• по степени стандартности – стандартизированные и свободно интерпретируемые.
Основными характеристиками роли являются:
• права – совокупность ожиданий, обращенных к другим участникам совместной деятельности и побуждающих к определенным действиям,
• обязанности – определенные ожидания со стороны других людей, то, что человек должен делать исходя из роли, которую он выполняет.
Роль является динамическим аспектом статуса, который представляет собой социальный ранг, определяющим место человека в системе социальных отношений. Статус человека оценивается по таким критериям как род занятий, размер доходов, происхождение, этническая принадлежность, уровень интеллектуальных достижений и др.
Основными характеристиками статуса являются репутация и авторитет. Репутация – это результат соотнесения социально значимых характеристик индивида со шкалой ценностей, сложившейся в данной социальной среде. Авторитет – общепризнанное влияние, которое имеет в силу определенных качеств или заслуг то или иное лицо.
Ролевая структура личности формируется множеством выполняемых ею социальных ролей, их сравнительной значимостью и взаимосвязанностью.
Ролевой аспект взаимодействия личности и организации проявляется в выполнении ролей членами организации, в удовлетворенности характером, содержанием и результатами деятельности. Ролевое поведение – это поведение индивида в организации в рамках его статуса и роли.
Ролевое поведение человека может стать неэффективным и послужить причиной возникновения ролевого конфликта в случаях:
• неясности роли – неизвестности и непонятности для лица, исполняющего роль, как содержания роли, так и ее связи с задачами организации,
• неопределенности роли – недостаточно четкого построения роли, выражающегося в неопределенности конкретного содержания работы и способов ее осуществления,
• неприемлемости роли – неготовность человека к осознанному выполнению роли, к пониманию того, что роль приведет к получению некого положительного результата,
• ролевой перегрузки – предъявления повышенных требований к работнику, существенно выходящих за рамки его ожиданий,
• ролевой недогрузки – предъявления заниженных требований к работнику.