Проблемный персонал

Проблемный персонал – это персонал, организационное поведение которого выступает потенциальным источником угроз благополучию организации и причинения ей ущерба.
Мотивацей проблемного персонала может стать карьеризм, зависимость, зависть, обида, стремление получить дополнительный заработок и др.
Различают ряд категорий работников, способных создавать проблемы для организации:
• сотрудники, склонные к конфликтному поведению — лица, предрасположенные к защите своих интересов через конфликты могут дезоорганизовать работу организации,
• сотрудники, подверженные стороннему воздействию – лица с сильной внушаемостью, которые могут при определенных обстоятельствах легко поменять свои принципы и ценности и тем самым нанести ущерб организации,
• сотрудники, зацикленные на карьерном росте – лица, одержимые карьерой и нацелены решать эту задачу любыми, в том числе аморальными, способами и средствами,
• избыточно амбициозные сотрудники – лица с повышенной самооценкой, имеющие необходимые знания и опыт, но не получившие требуемого им карьерного роста могут перейти на работу в конкурирующую организацию, либо негласно сотрудничать с ней,
• сотрудники, стремящиеся к большим доходам, но имеющие скромные интеллектуальные и карьерные возможности – лица, желающие повысить свой жизненный уровень любой ценой способны на нецелевое использование средств организации, на мошенничество и воровство,
• сотрудники, минимизирующие время нахождения на работе – лица, как правило, имеющие дополнительную работу под разными предлогами стараются официально уменьшить продолжительность своего рабочего времени (уход в отпуск — за свой счет, в связи с болезнью, по уходу за членом семьи и т.д.), что ведет к нарушению стабильности и ритмичности работы организации,
• сотрудники, занимающиеся научной, преподавательской или творческой деятельностью сверх основной работы – такие лица способны неосознанно переносить значимую для организации информацию от одного работодателя к другому.
Формирование категорий проблемного персонала в основном зависит от внутренних факторов и конкретной ситуации, сложившейся в конкретной организации. Такими факторами могут быть:
• ошибки при подборе персонала,
• расстановка сотрудников без учета их способностей и желаний,
• отсутствие продуманной и взвешенной системы мотивации и наказаний,
• отсутствие прозрачной системы карьерного роста,
• отсутствие надежды у сотрудников на долговременную занятость в данной организации,
• отношение к сотрудникам как к простым исполнителям воли руководства.