Понятие и классификация конфликтов

Конфликт (от.лат. conflictus – столковение) – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, мнений и позиций субъектов взаимодействия. Конфликты являются неотъемлемой частью человеческих отношений, в том числе, и в рамках организационной среды.
Конфликты имеют двойственную природу, они могут выполнять в организации не только негативные, но и позитивные функции. Позитивные импульсы, генерируемые конфликтами способны обновить и совершенствовать как отдельных индивидов, так и организацию в целом. Негатив конфликта заключается в ухудшении социально-психологического климата в организации, в понижении уровня сплоченности коллектива, в ухудшении состояния здоровья работников, и, как следствие, в снижении производительности труда.
Сутью конфликта может стать:
• противоречие позиций участников конфликта по какому-либо поводу,
• несовпадение целей и средств их достижения,
• несовпадение интересов, желаний, мнений оппонентов.
В целях систематизации конфликты можно классифицировать следующим образом:
• по степени воздействия на эффективность работы – конструктивные, оказывающие позитивное влияние на организационное поведение и деструктивные, вызывающие негативные последствия,
• по числу участников – внутриличностные (при несовпадении движущих мотивов, интересов работника и организации, при выполнении работником различных ролей); межличностные (противоречия между интересами двух членов организации в форме борьбы за ресурсы, вознаграждения, трудовую функцию); личностно-групповые (интересы члена группы противоречат интересам всей группы), межгрупповые (противоречия между интересами отдельных формальных и неформальных групп); внутриорганизационные (противоречия между уровнями управления организации или между ее функциональными блоками); межорганизационные (конкуренция и соперничество на рынке),
• по характеру причин – субъективные (непродуманные и ошибочные действия руководителя, работника или группы работников) и объективные (несовершенство организации труда, производства или управления),
• по количеству причин – однофакторные (одна причина) и многофакторные (много причин),
• по степени формализации отношений – формальные (нарушение формальных норм и правил) и неформальные (несовпадение личностных качеств и ценностей – темперамента, взглядов, образа мышления),
• по природе возникновения – деловые и личные,
• по содержанию – экономические, технологические, социальные,
• по степени выраженности – открытые, скрытые, потенциальные,
• по направленности воздействия – вертикальные, диагональные и горизонтальные,
• по результатам разрешения – компромиссные и антагонистические,
• по скорости протекания – быстротечные и затяжные.