Переговоры как способ разрешения конфликта

Переговоры – это один из самых эффективных способов урегулирования конфликта. Переговоры представляют собой процесс, в котором участники конфликта пытаются найти взаимоприемлемые решения в своих интересах.
В процессе переговоров чаще всего используют один из двух подходов: распределительный либо позиционный (рыночный).
Распределительный подход подразумевает распределение некого «ограниченного пирога», ставшего источником конфликта, возможно большей доли. Этот подход используется при таких тактиках конфликтного поведения, как приспособление, уклонение, компромисс.
Позиционный подход заключается в том, что стороны конфликта занимают ряд исходных позиций, а затем, постепенно отказываясь от них, достигают приемлемого для обеих сторон решения.
Переговорный процесс состоит из ряда этапов:
• анализ целей и потребностей сторон конфликта – отчетливое понимание собственных потребностей и потребностей оппонента является обязательным условием успешного проведения переговоров,
• выбор стиля ведения переговоров – различают три основных стиля ведения переговоров: конфронтация, сотрудничество, комбинированный стиль. Конфронтация характеризуется рассмотрением оппонента в качестве противника, выдвижением необоснованных требований, проявлением агрессивности и грубости, нежеланием менять свою точку зрения, искажением информации и блефом. Сотрудничество отличается рассмотрением противоположной стороны в роли партера, взвешенными и обоснованными требованиями, созданием атмосферы взаимопонимания и доброжелательности, гибкостью и конструктивностью в процессе переговоров. Комбинированный стиль ведения переговоров представляет собой компромиссные актуальные заимствования отдельных элементов сотрудничества и конфронтации.
• контроль климата ведения переговоров – определение времени и места ведения переговоров, рассадки участников переговоров за столом и др.
• определение тактики ведения переговоров – выбор из большой разновидности тактик (демонстрирование собственных преимуществ, апелляция к законодательству и мнениям авторитетов, затяжка переговоров и др.) тактику, адекватную конфликтной ситуации,
• управление развитием ведения переговоров – своевременное введение в процесс переговоров элементов артистизма и соответствующего поведения участников конфликта, привлечение внешних экспертов, учет особенностей национальных культур и традиций сторон конфликта, создание примирительных комиссий и т.д.
• оценка результатов и последствий переговоров – анализ достигнутых в результате переговоров их итогов, четкая фиксация урегулированных и неурегулированных разногласий, определение мероприятий по исполнению достигнутых взаимных обязательств, выработка дальнейших шагов.