Модели поведения в конфликте

Модель поведения в конфликте была предложена К.Томасом и Р.Килменном в 1972 году. Она представляет собой матрицу, в которой тактика поведения индивида в конфликте определяется в зависимости от двух составляющих:
• напористости – стремления удовлетворить собственные интересы, действуя активно или пассивно,
• партнерства – готовности учитывать интересы и потребности другой стороны, действуя совместно или индивидуально.
В зависимости от комбинации этих составляющих в матричном формате выделяют пять основных моделей или тактик конфликтного поведения:
• соперничество (высокая направленность на собственные интересы, низкая направленность на интересы оппонента) – тактика соперничества нацелена на конфронтацию, конкуренцию, упорное отстаивание своей позиции. Такая тактика реализуется через применение власти, использование всевозможных способов давления на другого участника конфликта. Она целесообразна при решении серьезных проблем, связанных с эффективностью работы группы или организации.
• приспособление (низкая направленность на собственные интересы, высокая направленность на интересы оппонента) – тактика уступок, изменения своей позиции, сглаживания разногласий и перестройки поведения. Способ реализации тактики – подчеркивание общих интересов одновременно с замалчиванием противоречий, демонстрация согласия в сочетании с требованиями и претензиями. Приспособление лучше подходит тогда, когда существует необходимость сохранения хороших взаимоотношений с партнером.
• уклонение (низкая направленность на собственные интересы, низкая направленность на интересы оппонента) – тактика стремления выйти из конфликтной ситуации не решая ее. Уклонение от конфликта предпочтительнее, когда его причина несущественна или когда напряженность в отношениях достигла слишком высокого уровня.
• сотрудничество (высокая направленность на собственные интересы, высокая направленность на интересы оппонента) – тактика совместной выработки решения, удовлетворяющего интересы всех сторон. Реализуется тактика сотрудничества путем открытого диалога, аргументации, готовности оценить ситуацию со стороны, взаимного желания выслушать и понять друг друга. Сотрудничество наиболее эффективно, когда необходима интеграция точек зрения партнеров.
• компромисс (средний уровень направленности на собственные интересы, средний уровень направленности на интересы оппонента) – тактика урегулирования разногласий через взаимные уступки конфликтующих сторон. Способ реализации – выработка «среднего решения», при котором никто особенно не выигрывает, но и не проигрывает. Компромисс целесообразен, когда стороны приводят одинаково убедительные аргументы и необходимо срочно принять решение.