Модели девиантного поведения

Основная причина девиантного поведения в организации заключается в расхождении целей, а также средств и способов их достижения.
Различные виды отклоняющегося поведения является ответной реакцией персонала на сложившийся дисбаланс целей и средств. В связи с этим различают следующие модели девиантного поведения:
• покорность – принятие работником одновременно и предлагаемых целей и предлагаемых средств и способов их достижения,
• ретритизм – уход работников одновременно, как и от целей, так и от средств (пассивность и самоустранение),
• инновация – согласие с предлагаемыми целями, но отказ от использования находящихся в распоряжении средств,
• ритуализм – приверженность средствам в сочетании с неприятием поставленных целей,
• мятеж – отвержение целей и средств с одновременным предложением соответствующей замены.
В зависимости от степени вовлеченности работников в группу, а также в зависимости от степени неформального структурирования их обязанностей исследователь поведенческих девиаций А.Томпсон при помощи предложенной им матрицы выделил четыре типа девиантного поведения: «ястребы», «ослы», «волчьи стаи» и «стервятники».
«Ястребы» (низкая степень вовлеченности работника в группу, низкая степень структурирования обязанностей) представляют собой конкурирующих индивидуалистов, стремящихся к установлению в организации своих правил поведения. Они всячески пытаются усилить свою независимость и, в то же время, не отличаются преданностью организации.
«Ослы» (низкая степень вовлеченности работника в группу, высокая степень структурирования обязанностей) – это индивидуалисты, имеющие низкий статус, способные обеспечить свои интересы через воровство, мошенничество, обман.
«Волчьи стаи» (высокая степень вовлеченности работника в группу, высокая степень структурирования обязанностей) являются хорошо организованными группами, для которых характерны иерархия, дисциплина, разделение и кооперация труда. «Волчьи стаи» могут инициировать саботаж, подрыв репутации руководства, забастовку.
«Стервятники» (высокая степень вовлеченности работника в группу, низкая степень структурирования обязанностей) основываются на неструктурированных группировках, характеризующихся нестабильностью состава и форм девиантного поведения.