Динамика конфликта

Несмотря на специфику и многообразие, все конфликты имеют общие закономерности, периоды и стадии протекания.
Динамика конфликта имеет два больших периода – период разрастания или эскалации конфликта и период разрешения конфликта.
Период эскалации конфликта состоит из четырех стадий:
• латентный конфликт (предконфликт) – фактически конфликта еще нет, но его причины обозначены, а потенциал, хотя и в скрытой форме, уже присутствует,
• осознаваемый конфликт – одна сторона будущего конфликта (индивид или группа) приходит к пониманию, что ее цели из-за действий или бездействий другой стороны становятся недостижимыми,
• ощущаемый конфликт – на этой стадии стороны конфликта начинают ощущать отрицательное отношение друг к другу, сотрудничество между ними ограничивается, нарастает поток взаимных обвинений в возникновении проблемы,
• очевидный конфликт – обе стороны конфликта пытаются ущемить друг друга и активно воспрепятствовать достижению целей друг друга, между конфликтующими сторонами возникает агрессия; эффективность организации существенно снижается из-за минимизации уровня коммуникаций и взаимодействия.
В период разрешения конфликта осуществляется процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы и гармонизации отношений его участников. Этот период также характеризуется четырьмя стадиями:
• поиск путей устранения противоречий – открытое признание участниками конфликта возникших противоречий, готовность нахождения оптимального решения через проведение открытого обсуждения и переговоров,
• проведение переговоров – реализация ряда приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых решений для конфликтующих сторон в целях установления конструктивного взаимодействия и сотрудничества,
• нахождение приемлемых решений – наиболее оптимальной ситуацией является такая ситуация, при которой в выигрыше оказываются обе конфликтующие стороны,
• оценка последствий конфликта – выявление позитивных или негативных его последствий.