Теории организационного поведения

    Вопросы, в той или иной степени связанные с проблематикой организационного поведения, выдающиеся мыслители, ученые практики начали изучать достаточно давно. Основными предпосылками развития этой науки явились религиозные, философские, исторические, идеологические исследования и подходы.
Выделяют два основных этапа становления теоретического фундамента организационного поведения:
1. Эмпирический этап – этап осмысления поведения человека. На этом этапе религиозные учения, а также учения мыслителей прошлого (Конфуций, Сократ, Платон, Спиноза, Гоббс, Вольтер и др.) отразили, прежде всего, морально-нравственный аспект поведения человека.
2. Научный этап – этап теоретических изысканий. В рамках этого этапа, наиболее значимыми и известными учениями, поясняющими поведение человека, признаны следующие учения:
• детерминизм – учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений; поведение субъекта предопределено и обусловлено влиянием механистических и биологических факторов (Ф.Тейлор, Ч.Дарвин),
• бихевиоризм – учение, поясняющее поведение человека как совокупность простых предполагаемых реакций на воздействие внешней среды, т.е. на положительные (похвала, вознаграждение) и отрицательные (наказание, принуждение) подкрепления (И.Павлов, Э.Торндайк, Б.Скиннер),
• социальное научение – учение, представляющее более сложную модель поведения человека, который целенаправленно, осмысленно и осознанно изменяют окружающую среду, чтобы сделать доступными подкрепляющие факторы (А.Бандура, Дж.Роттер),
• фрейдизм – учение о психоанализе, основанное на исследовании глубинных пластов человеческой психики (З.Фрейд, К.Юнг). Это учение ставит в центр изучения личности бессознательные психические процессы и мотивации. Согласно концепции фрейдизма на поведение человека оказывает влияние не только его рациональное мышление, но и иррациональное проявление его психики: импульсы и влечения, направленные в первую очередь, на удовлетворение инстинктов.
• экзистенциализм — учение о смысле и ценностях существования личности (Н.Бердяев, М.Хайдеггер, К.Ясперс). Это учение отстаивает право человека быть самим собой, сохранять внутреннюю гармонию и целостность, стремиться к самоактуализации и раскрытию своих подлинных возможностей. При этом значительное место занимают настроения неудовлетворенности, искания, отрицания и преодоление достигнутого.
• гуманистическая психология – учение, провозгласившее идею гуманизации человеческих взаимоотношений в организации (А.Маслоу, К.Роджерс, Г.Олпорт). Учение реализовано в концепции организационного гуманизма, раскрывающего различные пути самоактуализации личности в организации на основе высших метапотребностей к совершенствованию и развитию, высоких нравственных принципов, жизненных целей истины, красоты, добра и справедливости.
• когнитивизм – учение отстаивающее влияние интеллектуальных и мыслительных процессов на поведение человека (Дж.Келли, Г.Саймон). Каждый человек стремится понять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своих переживаний, сделать выводы на основе своего прошлого опыта и построить предположения о будущем.