Понятие организационного поведения

   Поведение – это присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психологической) активностью.
Организация есть разновидность социальной системы, сообщества индивидуумов, совместно реализующих свою цель на основе определенных принципов и правил.
Организационное поведение — это поведение индивидуумов и групп индивидуумов в рамках организации в процессе труда.
Как наука организационное поведение представляет собой отрасль знаний, сущность которой состоит в систематическом анализе поведения отдельных личностей и групп в организации с целью понимания, прогнозирования и улучшения показателей деятельности данной организации.
Предметом организационного поведения являются основные закономерности и факторы, определяющие поведение людей в организации в условиях совместной трудовой деятельности и межличностного общения.
Теоретическая база организационного поведения базируется на достижениях психологии, социологии и теории организации. Организационное поведение рассматривают и как раздел менеджмента – поведенческий менеджмент, поэтому к его изучению применимы все основополагающие тенденции, закономерности и приемы современной концепции управления.
Организационное поведение направлено на решение следующих основных задач:
• систематическое описание поведения членов организации в различных возникающих в процессе труда ситуациях,
• объяснение поступков членов организации в тех или иных ситуациях,
• предсказание поведения членов организации в определенных ситуациях,
• овладение навыками управления поведение людей в процессе работы и поиск путей повышения эффективности их деятельности,
• создание организации, работающей на принципах сотрудничества и сочетания общеорганизационных, групповых и индивидуальных интересов.
Сущностную основу организационного поведения формируют три базовых компонента, тесно взаимосвязанных и активно взаимодействующих между собою – индивидуум, группа, организация. В связи с этим все основные аспекты организационного поведения рассматривают в трех взаимообусловленных слоях или на трех уровнях – индивидуальном, групповом и организационном. При этом изучение организационного поведения осуществляется с обязательным учетом влияния внешней среды.
Организационное поведение является достаточно молодой, многопрофильной и динамичной отраслью знаний возникшей в США в 50-х годах ХХ века. Как термин «организационное поведение» впервые применил американский психолог Ф.Ротлисбергер, изучая организации и поведение ее членов. Первый учебник по организационному поведению под редакцией Ф.Лютенса появился в США в 1973 году.