Модели организационного поведения

   Модели организационного поведения – это доминирующие в мышлении руководства системы убеждений, определяющие действия менеджеров данной организации. Любая модель основывается на определенных предположениях о природе человека, обусловливающих характер интерпретации событий, контекстов, позволяющих прогнозировать развитие ситуации.
Модели организационного поведения во временном аспекте эволюционируют в направлении от подавления личности к ее совершенствованию и, как следствие, к совершенствованию организации. Основными моделями организационного поведения являются:
• авторитарная модель – модель основана на власти. Движущей силой такой модели является прямое силовое воздействие. Стиль управления – автократический, не предусматривающий никакого участия людей в управлении. Жесткий и скрупулезный контроль менеджеров присутствует на протяжении всего трудового процесса. Мотивация членов организации основана на страхе, наказаниях, депремировании, возможности потерять должность или работу. Достоинство такой модели заключается в высокой скорости принятия решений, высокой управляемости, возможности концентрации ресурсов. Недостатки авторитарной модели организационного поведения – неадаптивность, боязнь ответственности, низкие возможности развития, слабая мотивация членов организации, невысокая производительность труда.
• модель опеки – модель организационного либерализма. Эта модель характерна для небольших организаций с теплым семейным морально-психологическим климатом. Движущей силой модели является косвенное силовое воздействие на работников организации в виде манипуляций системой льгот, поощрений, повышенным уровнем их защищенности. Такая модель отличается низким уровнем контроля, слабой трудовой дисциплиной, недостаточным уровнем ответственности членом организации.
• поддерживающая модель – модель разделения ответственности. Движущая сила модели – мотивация через удовлетворение потребностей членов организации в статусе и признании, а также в самореализации. Менеджер поддерживает усилия работников, в коллективе ценится инициатива, находчивость, энергия. Ответственность за результаты работы присутствует на каждом рабочем месте, гибкий контроль деятельности. Достоинство модели – большая адаптивность в сравнении с другими моделями организационного поведения, большие возможности в развитии, как личности, так и организации. Недостатки заключаются в сложности модели и, соответственно, в необходимости наличия харизматичного и опытного руководителя, а также высокопрофессиональной команды менеджеров на всех уровнях управления организации.
• коллегиальная модель – модель участия или командная модель. В этой модели объединены достоинства предыдущих моделей организационного поведения. Движущими силами модели являются как силовое воздействие, так и мощная всесторонняя система мотивации, а также мощная система льгот и компенсаций. Люди в такой организации уверенны в завтрашнем дне, имеют достойные доходы, а также возможность в самореализации. Всемерно поощряется командная работа при достижении общей цели. Менеджеры – это, с одной стороны, члены команды, а с другой руководители, несущие жесткую ответственность за результат. Организации, выбрав такую модель организационного поведения, могут достичь впечатляющих результатов.
• развивающая модель – модель партнерства. Движущей силой такой модели является творчество. У всех людей организации равные полномочия, решения принимаются коллегиально, основным элементом мотивации является самореализация в самом широком смысле этого слова. Организация, применившая развивающую модель – это динамичное, самоподстраивающее инновационное образование с адаптивной структурой нацеленное на максимальное развитие потенциала личности и, как следствие, на достижение максимальных результатов деятельности самой организации. Безусловно, такая организация нуждается в руководителе – суперпрофессионале.
Выбор модели организационного поведения определяется множеством факторов – управленческой философией собственников и менеджмента компании, стратегией и жизненным циклом организации, влиянием внешней и внутренней среды организации. Хотя наилучшей модели и не существует, тем не менее, в настоящее время организации стремятся к выбору поддерживающей, коллегиальной или развивающей модели организационного поведения.