История создания концепции аутсорсинга

Концепция аутсорсинга основана на теории виртуальной организации, зародившейся в воображении футуристов, превратившейся в вероятность для теоретиков менеджмента и ставшей экономической необходимостью для общества. Главной особенностью виртуальных организаций является расплывчатость ее формальных линий из-за существования огромного количества субконтрактов с внешними структурами, позволяющими виртуальной организации сконцентрировать свои усилия на основных направления деятельности и тем самым достичь конкурентного преимущества.
В общем смысле аутсорсингом называется передача стороннему подрядчику некоторых бизнес функций или частей бизнес-процесса компании. Другими словами, это вынесение любых вспомогательных или даже основных бизнес-процессов за организационные и физические границы компании. Аутсорсинг признан важным инструментом, позволяющим эффективно распределять внутренние и внешние ресурсы и средства для достижения целей и задач, стоящих перед бизнесом в условиях динамичной неопределенности. Кроме этого, аутсорсинг в т.ч. аутсорсинг персонала позволяет гибко регулировать уровень издержек компании.
Концепция аутсорсинга была создана в 1963 году американской компанией EDS, внедрявшей аутсорсинг в сфере информационных технологий. Серьезные научные исследования аутсорсинга, как новой стратегии управления бизнесом, были проведены во многих странах мира в 80 – 90 годах прошлого века. После этого наступил период активного внедрения аутсорсинга и, в первую очередь, большими национальными и транснациональными компаниями. Лидерами по использованию услуг аутсорсинговых организаций к началу ХХI века стали США – доля рынка 46%, страны Западной Европы – 29%, Япония – 13%.
Концепция аутсорсинга в настоящее время сводится к трем основным принципам:
• каждый должен заниматься своим делом и иметь возможность сконцентрироваться только на нем,
• решение сопутствующих и второстепенных задач, нужно поручить тому, для кого эти задачи являются основными, и он с ними справляется лучше,
• такое распределение работы экономит силы заказчика и приносит доход исполнителю.
При принятии решения об использовании аутсорсинга компании исходили из необходимости решения следующих основных задач:
1. Возможность снижения расходов – широкое применение услуг специализированных фирм для решения непрофильных задач компании — управление кадрами, логистика, уборка и обслуживание помещений и зданий и т.д. за счет масштаба, специализации, применения более дешевой рабочей силы, унификации бизнес-процессов позволяет получить реальную экономию средств компании.
2. Повышение стоимости акции и конкурентоспособности – передача непрофильных функций в компанию-аутсорсер позволяет существенно уменьшить численность работников и, соответственно, резко улучшить формальные удельные показатели (выручка на работника, прибыль на работника и др.), что, в свою очередь, способствует росту инвестиционной привлекательности компании и стоимости ее акций.
3. Оптимизация бизнес-процессов — вывод непрофильных функций к аутсорсеру упрощает и ускоряет реализацию основных бизнес-поцессов компании.
Объективными дополнительными факторами использования аутсорсинга в бизнесе явились:
• бум индивидуального предпринимательства в сфере услуг во всем мире в 80 – 90 годах прошлого века (возникновение мелких и средних фирм) породивший огромную потребность в финансовых, бухгалтерских, юридических, ИТ услугах которую смогла удовлетворить созданная сеть узкоспециализированных аутсорсинговых компаний,
• широкое распространение и развитие Интернета позволяет оказывать аутсорсинговые услуги в режиме реального времени организацией находящейся территориально удаленно от основной компании, дает возможность компаниям так же тесно сотрудничать со сторонними организациями, как с их собственными подразделениями.