SWOT- анализ

SWOT — анализ представляет собой популярный наглядный аналитический инструмент, используемый для быстрого определения стратегического положения компании как во внешней, так и во внутренней среде. Эта методика позволяет понять, что компания может делать очень хорошо и чего она не в состоянии реально осуществить.
SWOT – это аббревиатура четырех английских слов: S – Strengths (сильные стороны), W – Weaknesses (слабые стороны), O – Opportunities (возможности), T – Threats (угрозы).
Сильные стороны – это ключевые факторы успеха. К числу сильных сторон компании можно отнести умения и опыт персонала, передовые технологии, удобное географическое положение, эффективные каналы распределения, финансовую стабильность, хороший имидж и ноу-хау.
Слабые стороны – это недостатки и ограничения, препятствующие успеху. Характерными слабыми сторонами организации являются недостаток финансовых ресурсов, высокие затраты на оплату труда, низкий уровень компетенций персонала и руководящих работников, устаревшее оборудование и используемые технологии, значительные расходы на аренду технологических помещений, маленькая доля рынка и др.
Возможности – это положительные тенденции и явления внешней среды, которые способны привести к увеличению объема продаж и прибыли. Возможностями могут стать, например, рост доходов населения и предприятий, ослабление позиций конкурентов, появившийся доступ к более дешевым ресурсам и т.д.
Угрозы – это препятствия и проблемы, возникающие во внешней среде организации. Угрозами, к примеру, являются попытки захвата рынка мощным конкурентом, появление новых технологий у конкурирующих компаний, ужесточение государственного регулирования, требование профсоюзов повысить заработную плату сотрудникам выше уровня рынка и др.
SWOT – анализ в компании осуществляется в несколько этапов. На первом этапе при помощи различных методов (мозговой штурм и др.) тщательно разрабатывается полный, систематизированный и ранжированный перечень сильных и слабых сторон компании, а также вероятных возможностей и угроз. На втором этапе составляется матрица SWOT.
Левая сторона матрицы имеет два раздела, содержащих список сильных сторон и список слабых сторон. В верхней ее части также выделяют два раздела (возможности, угрозы). На пересечении разделов образуется четыре поля: поле СИВ (сила и возможности), поле СИУ (сила и угрозы), поле СЛВ (слабость и возможности), поле СЛУ (слабость и угрозы). На каждом их этих полей изучаются все возможные парные комбинации и выделяют те комбинации, которые необходимо учитывать при разработке стратегии организации.
Третий этап SWOT – анализа посвящен, как раз, выработке конкретных рекомендаций для стратегического планирования. Так, для тех пар, которые оказались на поле СИВ, следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон организации в условиях появившихся возможностей. Пары, находящиеся на поле СЛВ требуют таких стратегических решений, чтобы за счет появившихся возможностей преодолеть имеющиеся в организации слабости. Если пара расположена на поле СИУ, то стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угроз. Наконец, для пар, оказавшихся на поле СЛУ, компания должна вырабатывать такую стратегию, которая позволила бы ей как избавиться от слабости, так и попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу.