PEST- анализ

PEST — анализ представляет собой популярный наглядный аналитический инструмент, используемый для оценки влияния внешней среды (макросреды) на результаты текущей и будущей деятельности компании. Анализ по этой методике ведется по четырем основным направлениям, наиболее значимым для разработки и реализации стратегии организации – политико-правовым, экономическим, социокультурным и технологическим.
PEST – это аббревиатура четырех английских слов, обозначающих основные направления или факторы анализа: P – Political-legal (политико-правовые), E – Economic (экономические), S – Sociocultural (социокультурные), T – Technological (технологические).
Мониторинг изменений макросреды в политико-правовом направлении дает представление менеджменту компании о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и бизнеса. Анализ экономического аспекта позволяет понять, как на уровне государства формируются и распределяются экономические ресурсы. Изучение социального компонента внешнего окружения направлено на оценку влияния на бизнес различных социальных явлений в обществе. Анализ технологического направления необходим для предвидения появления технологически перспективных продуктов.
Первым шагом PEST – анализа является составление систематизированного перечня факторов влияния в разрезе каждого из направлений. К политико-правовым факторам чаще всего относят такие факторы как налоговая политика, изменение гражданского и трудового законодательства, правительственная стабильность. Экономическими факторами являются уровень инфляции, уровень безработицы, инвестиционный климат, валютный курс и общая характеристика экономики (подъем, стабилизация, спад). Социокультурные факторы – это, прежде всего, изменение структуры доходов населения, демография, активность потребителей, уровень образования и здоровья людей, их социальная мобильность. В перечень наиболее значимых технологических факторов входят государственная техническая политика, развитие информационных технологий и телекоммуникаций, тенденции в области НИОКР.
На втором шаге оценивается вероятность осуществления и значимость факторов-событий путем присвоения им определенных весов – от единицы (самые вероятные и важнейшие) до нуля (с самой низкой вероятностью и незначительные).
Третий шаг посвящается оценке степени влияния каждого фактора события на стратегию компании по 5-балльной шкале — от пятерки (сильное воздействие) до единицы (отсутствие воздействия).
На четвертом заключительном шаге PEST — анализа определяются взвешенные оценки путем умножения весов факторов-событий на силу их воздействия. Итоговая суммарная взвешенная оценка указывает на степень готовности компании реагировать на прогнозируемые факторы макросреды.
Таким образом, PEST – анализ позволяет не просто идентифицировать основные внешние, влияющие на деятельность организации, факторы, но и учесть их при разработке стратегии.