Ресурсный анализ

    Основные принципы ресурсного анализа внутренней среды организации были разработаны в 90-х годах прошлого века. Необходимость в таком анализе была вызвана интересом исследователей менеджмента к проблеме влияния ресурсов компании на достижение ею конкурентного преимущества.
К ресурсам относят активы, компетентность, процессы, опыт, умения и знания, находящиеся в распоряжении компании и контролируемые ею. Ресурсы компании, как правило, подразделяются на три вида:
• материальные ресурсы – денежные средства, земля, оборудование, здания, сооружения, машины и другие видимые активы,
• нематериальные ресурсы – нефизические субстанции, обеспечивающие реальные выгоды компании (бренд, технологии, патенты, репутация, секреты торговли, выгодное месторасположение и др.),
• организационные возможности – возможности, отличающие компанию от остальных компаний (человеческие ресурсы, дисциплина, стиль управления).
Ресурсный подход к анализу внутренней среды организации сосредоточен на рассмотрении семи основных элементов:
• приоритета в приобретении ресурсов,
• инновационной способности,
• реальной конкурентоспособности,
• заменяемости ресурсов,
• соответствия ресурсов, стоящим перед компанией задачам,
• долговечности ресурсов,
• невозможности воспроизводства ресурса другими компаниями.
Анализ ресурсов компании осуществляется в рамках пяти шагов:
• выявление ресурсов – изучение и классификация ресурсов компании с точки зрения их сильных и слабых сторон,
• определение и оценка возможностей – компоновка сильных сторон компании в определенную комбинацию ее возможностей,
• оценка устойчивости ресурсов – оценка потенциала обеспечения устойчивого конкурентного преимущества и получения прибыли от использования данных ресурсов,
• формирование стратегии – выбор стратегии, наилучшим образом использующей ресурсы компании,
• выявление узких мест в сфере ресурсов и инвестирование средств в их устранение – развитие и совершенствование существующих ресурсов, замена некоторых видов ресурсов на более эффективные, пополнение ресурсов.
Для того, чтобы компания обладала устойчивым конкурентным преимуществом ее ресурсы должны удовлетворять следующим требованиям:
• ресурс должен обладать ценностью – он должен играть важную роль в обеспечении эффективности и производительности бизнеса,
• ресурс должен встречаться среди существующих и потенциальных конкурентов достаточно редко,
• ресурс должен быть труден для воспроизводства другими компаниями,
• ресурс не должен иметь эквивалентных заменителей.