Пятифакторная модель Портера

   Пятифакторная модель, предложенная в 70-х годах прошлого столетия профессором Гарвардского университета Майклом Портером, представляет собой одну из наиболее известных методик анализа отрасли. Она позволяет компании выполнить качественный анализ конкурентной среды и разработать с учетом этого анализа собственные конкурентные преимущества.
Модель предполагает исследование отрасли с использованием пяти факторов (пяти сил конкуренции) – угроза появления новых конкурентов, угроза появления товаров и услуг-заменителей, рыночная власть покупателей, рыночная власть поставщиков, уровень отраслевой конкуренции.
Угроза появления новых конкурентов снижает общий потенциал прибыльности в отрасли, поскольку новые конкуренты привносят в нее производственные мощности и стремятся занять определенную долю рынка. Степень угрозы со стороны новичков во многом зависит от наличия барьеров, препятствующих их проникновению в отрасль и защищающих компанию от конкурентов. Такими барьерами может стать государственная регулятивная политика, потребность в капитале и доступ к ресурсам, доступ к каналам распределения, приверженность покупателей существующему на рынке продукту. Компания может также влиять на создание барьеров для появления на рынке новых конкурентов, прежде всего, через проведение мероприятий, способных удержать покупателей (экономия на масштабах и понижение цен, индивидуальность бренда и т.д.).
Угроза появления товаров и услуг-заменителей заключается в том, что они способны удовлетворить ту же самую потребность, что и настоящий продукт. И в случае если цена продуктов — заменителей станет ниже цены настоящего продукта, а качество выше, то эта угроза для действующей компании может превратиться в потерю определенной доли рынка. Защитой от этой угрозы является, прежде всего, взвешенная ценовая политика компании, повышение качества обслуживания, умелая реклама.
Под рыночной властью покупателей подразумевается их способность навязывать компании условия сделки. Влияние рыночной власти покупателей определяется числом покупателей, наличием альтернативных вариантов покупки, объемами покупок. Рыночная власть покупателей будет более слабой, если компания точно знает потребности своего покупателя и может полностью их удовлетворить.
Значение рыночной власти поставщиков на компанию-потребителя возрастает в случаях, если поставщику нет альтернативы, если поставки определяются лишь несколькими крупными предприятиями-поставщиками, если предприятия — поставщики способны объединиться в одну структуру, если поставщик сможет интегрироваться в отрасль и превратится в нового конкурента.
Соперничество между конкурентами характерно для отраслей, где рынок делится между большим количеством компаний-конкурентов, где существует однородность выпускаемых товаров, где рынок перенасыщен, где слишком высокие барьеры, препятствующие выходу из отрасли. Конкуренция среди соперничающих компаний может иметь разные формы и проходить с разной степенью интенсивности. Увеличение уровня отраслевой конкуренции ведет к снижению прибыльности отрасли, поскольку требует увеличения затрат на рекламу, постоянного стремления к совершенствованию продукта.
Использование пятифакторной модели Портера при анализе конкурентной среды дает руководству компании всестороннее понимание процессов, происходящих в отрасли, и позволяет с учетом этого понимания выработать эффективную конкурентную стратегию.