Эволюция стратегического менеджмента

Стратегический менеджмент – это раздел науки управления, обеспечивающий руководителя методами и навыками разработки оптимальных путей к достижению целей организации и ее постоянного развития.
В исторической перспективе различают пять основных временных этапов развития стратегического мышления менеджемента компаний:
• бюджетирование – первая половина XX века, корпоративное планирование заключалось в составлении ежегодных финансовых смет – бюджетов по статьям расходов в разрезе функций (маркетинг, капитальное строительство, производство), а также в разрезе структурных подразделений (отделения, филиалы, заводы, цеха),
• долгосрочное планирование – 1950 – 1960 гг., горизонты планирования расширяются; составляется прогноз продаж фирмы на несколько лет вперед при помощи экстраполяции продаж в предыдущие годы; в рамках прогноза продаж планируется снабжение, производство, маркетинг,
• стратегическое планирование – 1970 – 1980 гг., во главу угла поставлен анализ, как внутренних возможностей организации, так и внешних конкурентных сил,
• стратегический менеджмент – 1990 гг., включает в себя не только стратегическое планирование, но и реализацию выработанной стратегии, а также оценку и контроль,
• интерактивный стратегический менеджмент – начало XXI века, стратегический менеджмент, опирающийся на творческий потенциал не только экспертов, аналитиков, топ-менеджеров компании, но и на потенциал всего коллектива.
С исследовательских, аналитических позиций выделяют четыре основных периода эволюций теорий стратегического менеджмента:
• теории анализа лучших практик ведения бизнеса – этот период относится к 1960-м годам и связан с первым исследователем стратегий И.Ансоффом; приверженцы этого направления в первую очередь интересовались осмыслением внутреннего механизма развития компании, проводили теоретические и практические исследования успешного стратегического поведения компаний,
• теории конкурентного преимущества – 80-е годы XX века, М.Портер и его последователи исследовали природу конкуренции и пути достижения конкурентоспособности в рамках отрасли,
• теории организационной экономики – начало 90-х годов, основной акцент делается на конкурентную динамику и граничные взаимоотношения фирмы с ее окружающей деловой средой,
• ресурсные теории – конец 90-х годов – начало XXI века, эти теории посвящены глубокому изучению причин различий между компаниями и способов достижения и поддержания ими конкурентного преимущества; успех компании на взгляд приверженцев данной теории во многом зависит от внутренних и уникальных конкурентных ресурсов.
На протяжении периода становления стратегического менеджмента получили развитие четыре различных подхода к стратегии – классический, процессный, эволюционный и системный.
Классический подход к стратегии сформировался в 60-х годах XX cтолетия.. Стержнем его является рациональность и анализ. Подход нацелен на формальные изменения во внутренней среде организации. Основная цель классического подхода – максимизация прибыли.
Эволюционный подход. Сторонники этого подхода полагают, что высокая прибыльность и эффективность деятельности очень важны для выживания предприятия. В то же время они не переценивают внутренние методы рационального планирования и считают, что максимизацию прибыли должны обеспечивать рынки.
Процессный подход заключается в прагматически-скептическом взгляде на стратегию. Наилучшая рекомендация, которую может предложить процессный подход, состоит в том, чтобы не гнаться за недостижимыми идеями рационально выверенных действий, а принимать мир таким, каков он есть, и работать в нем, исходя из этого.
Системный подход, базируясь на классической философии, обращает большое внимание, на социальный контекст, в рамках которого действует организация. Те, кто принимает стратегические решения, — не просто индивидуумы, оторванные от действительности и занятые чисто экономическими расчетами, а люди, имеющие глубокие корни в сложно переплетенной социальной системе.