Разработка стратегии на корпоративном уровне

Различают три фундаментальные стратегии корпоративного уровня – стратегия диверсификации, стратегия интеграции и стратегия интернационализации.
Диверсификация (от лат.diversificatio – изменение, разнообразие) – это распространение хозяйственной деятельности на новые сферы (расширение ассортимента производимых изделий, видов предоставляемых услуг, географической сферы деятельности и т.д.). Необходимость диверсификации возникает в тех случаях, когда возможности дальнейшего развития компании в своей отрасли исчерпаны, но оно располагает необходимым потенциалом для роста. Диверсификация может осуществляться как на родственных, так и на неродственных рынках. На родственных рынках возможны три типа диверсификации:
• интеграция вперед – компания расширяет свою деятельность в область, связанную с дальнейшим продвижением продукта к конечному потребителю,
• интеграция назад — компания расширяет свою деятельность в область, связанную с исходными материалами для ее деятельности, например, в область поставок сырья и материалов,
• горизонтальная интеграция – компания переходит к родственным видам деятельности.
При переходе компании к деятельности на неродственных рынках она подвергается значительному операционному риску в областях, где ей не хватает глубокого знания ключевых факторов успеха.
Стратегия интеграции (стратегия слияний и поглощений) нацелена на приобретение в той или иной форме и степени контроля над другими участниками конкурентной среды. Различают вертикальную и горизонтальную интеграции.
Вертикальная интеграция – это процесс приобретения или включения в состав компании новых производств, входящих в технологическую цепочку выпуска основного продукта на ступенях до или после процесса производства.
В зависимости от направленности вертикальной интеграции и положения компании в производственной цепочке выделяют две ее формы:
• прямая интеграция – приобретение или усиление контроля над структурами, находящимися между компанией и конечным потребителем,
• обратная интеграция — приобретение или усиление контроля над структурами, находящимися между компанией и источниками сырья, а также производством комплектующих изделий.
Горизонтальная интеграция представляет собой объединение компаний, работающих и конкурирующих в одной области деятельности с целью достижения экономии на масштабе и расширения спектра товаров и услуг. Часто основной причиной горизонтальной интеграции является географическое расширение рынка.
Стратегия интернационализации – это стратегии проникновения компании на зарубежные рынки. Различают следующие формы стратегии интернационализации:
• экспорт – товары производятся внутри страны и экспортируются на зарубежные рынки,
• лицензирование – материнская компания внутри страны предоставляет фирме за рубежом право на производство и/или продажу продукта,
• франчайзинг – национальная компания (франчайзер) предоставляет иностранной компании (франчайзи) право на осуществление предусмотренных в соглашении между ними видов деятельности,
• создание совместного предприятия – объединение с зарубежной компанией в целях производства или продажи товаров и услуг.