Принципы, функции, система стратегического менеджмента

Стратегический менеджмент базируется на ряде основных принципов, которые необходимо учитывать в процессе стратегического планирования.
Такими принципами являются:
• научность в сочетании с искусством – при планировании используются как данные и выводы множества наук, так и импровизация, творчество участников разработки стратегии,
• целенаправленность – стратегический анализ и формирование стратегии всецело направлены на достижение глобальной цели организации,
• гибкость – возможность внесение коррективов в ранее принятые решения и сформированные стратегические планы в соответствии с изменяющимися обстоятельствами,
• точность – всякий стратегический план должен быть конкретизирован и детализирован в той степени, которую только позволяют внешние и внутренние условия деятельности компании,
• системность – формирование стратегии должно иметь системный характер,
• единство стратегических планов и программ — достигается посредством консолидации функциональных стратегий и стратегий бизнес-единиц компании,
• участие (партисипативность) – каждый член организации в той или иной степени должен участвовать в формировании стратегии,
• создание необходимых условий для реализации стратегий – формирование оптимальной организационной структуры организации, разработка эффективной системы мотивации, формирование благоприятной организационной культуры.
Стратегический менеджмент компании выражается в пяти основных функциях – планирование стратегии, организация выполнения стратегических планов, координация действий по реализации стратегических задач, мотивация на достижение стратегических результатов, контроль выполнения стратегии.
Планирование стратегии в свою очередь включает в себя такие подфункции как прогнозирование, разработка стратегии и бюджетирование.
Прогнозирование предшествует собственно составлению стратегических планов. Оно основывается на проведении анализа широкого круга внутренних и внешних факторов функционирования предприятия с целью предвидения возможности развития и оценки риска. В прогнозировании традиционно используются три измерения – время (горизонт прогнозирования), направление (тенденции будущего), величина (существенность перемен).
Разработка стратегии включает три основных элемента – разработка стратегического видения и миссии бизнеса, разработка стратегических целей организации, разработка бизнес-стратегий.
Бюджетирование заключается в составлении стоимостной оценки разработанной стратегии и распределении ресурсов, необходимых для ее реализации.
Организация выполнения стратегических планов предполагает формирование будущего потенциала предприятия, согласование структуры и системы управления с выбранной стратегией развития, создание корпоративной культуры, поддерживающей стратегию.
Координация действий менеджеров по формированию и реализации стратегии заключается в согласовании стратегических решений различных уровней и последовательной консолидации целей и стратегий структурных подразделений на более высоких ступенях управления.
Мотивация связана с разработкой системы стимулов, побуждающих менеджеров, работников и целых подразделений организации к достижению поставленных стратегических задач.
Контроль состоит в непрерывном наблюдении за процессом реализации стратегических планов, в выявлении ошибок и отклонений от принятых стратегий и политик предприятия и своевременной корректировке этих отклонений.
Стратегический менеджмент, как система состоит из следующих подсистем:
• целевая подсистема – стратегия повышения качества, стратегия ресурсосбережения, стратегия расширения рынка сбыта, стратегия развития производства,
• обеспечивающая подсистема – методическое обеспечение, ресурсное обеспечение, информационное обеспечение, правовое обеспечение,
• управляемая подсистема – стратегический маркетинг, стратегия фирмы,
• управляющая подсистема – управление персоналом по разработке и реализации стратегических планов, разработка стратегических управленческих решений.
К компонентам внешней среды системы стратегического менеджмента, влияющим на эффективность и устойчивость ее функционирования, относятся макросреда (общая политическая, социально-экономическая среда), инфраструктура региона (мезосреда), конкурентная (отраслевая) среда, микросреда фирмы.
Компонентами входа системы являются законодательные акты, нормативно-методические документы по различным вопросам разработки стратегического управленческого решения, информация, необходимые ресурсы для разработки стратегии фирмы и контроля за ее реализацией.
На выходе системы будет стратегия компании на определенный период в форме комплексного стратегического плана. Компоненты обратной связи – это новые требования потребителей, их рекламации, новая информация.