Понятие стратегии и стратегического менеджмента

Термин стратегия в переводе с греческого означает «искусство генерала» и представляет собой оптимальный путь к цели.
Стратегия, по мнению американского историка бизнеса Чандлера, состоит в определении основных долгосрочных целей и задач предприятия, направления действий и распределение ресурсов для достижения этих целей. Исследователи бизнеса Минцберг и Квинн в 1998 году выдвинули четыре взаимосвязанных определения стратегии: как плана, перспективы, модели и положения. Стратегия, как план – это некая форма сознательно выбранного курса действий. Стратегия, как модель отражает деловое поведение в ходе предпринимаемых действий. Стратегия, как положение отражает позиционирование организации во внешней среде. Стратегия, как перспектива – это концепция, разделяемая всеми членами организации.
Первопроходец в области стратегического управления И.Ансофф выделил следующие особенности стратегии:
• процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием, результатом его является определение общих направлений,
• сформулированная стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов методом поиска альтернатив,
• необходимость в стратегии отпадает, как только реальный ход развития выведет организацию к желаемым результатам,
• в ходе формирования стратегии нельзя предвидеть все возможности, которые открываются при планировании конкретных мероприятий, поэтому приходится пользоваться обобщенной, неполной и неточной информацией о различных альтернативах,
• как только в процессе формирования стратегии открываются конкретные альтернативы, появляется и более точная информация, способная поставить под сомнение обоснованность первоначального стратегического выбора, т.е. стратегическое планирование активно использует обратную связь.
Стратегический менеджмент или стратегическое управление – это процесс разработки, принятия и реализации стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала организации с возможностями и угрозами внешнего окружения.
Отлаженная система стратегического менеджмента предоставляет компании множество преимуществ. Эта система:
• придает ясный смысл видению и миссии компании,
• позволяет оценить преимущества и недостатки компании и сосредоточиться на том, что представляет для нее стратегический интерес,
• помогает специалистам по разработке стратегий лучше понять текущее положение компании, правильно определить ее задачи и цели,
• подготавливает ресурсы для решения задач и достижения целей организации,
• создает в рамках организации нужный коммуникационный процесс, способствует формированию благоприятной к бизнесу организационной культуры,
• повышает готовность компании противостоять проблемам, внутренним и внешним угрозам.