Конкурентное преимущество

Конкурентное преимущество – это способность организации обеспечивать своим клиентам больше ценности, чем конкуренты, что позволяет ей занять более выгодное положение на рынке.
По мнению М.Портера, в целом, конкурентное преимущество складывается из следующих элементов:
• уникальных конкурентных позиций,
• компромиссов и альтернатив, логически более оправданных, чем у конкурентов,
• видов деятельности, специально разработанных в соответствии со стратегией компании,
• высокой степени согласованности всех видов деятельности,
• высокой степени операционной эффективности.
Источниками преимуществ организации являются: дифференциация, низкие издержки, нишевый маркетинг, высокая степень эффективности деятельности, качество, сервис, синергия, стиль руководства и организационная культура.
Конкурентное преимущество должно отвечать следующим условиям:
• быть достаточно существенным, чтобы обеспечить отличительные особенности компании по сравнению с конкурентами,
• быть устойчивым в условиях перемен во внешней среде,
• быть распознаваемым и связанным с выгодами для клиентов.
Для того, чтобы потребители и заказчики предпочитали приобретать продукцию и услуги именно в данной компании, ей необходимо:
• представлять конкурентное преимущество не в абсолютных, а в относительных терминах – т.е. ни насколько хорош продукт, а насколько он лучше, чем у конкурентов,
• отчетливо понимать свое конкурентное преимущество и конкурентное отставание – в результате баланса между конкурентным преимуществом и конкурентным отставанием компании определяется ее чистое конкурентное преимущество,
• иметь как можно больше источников конкурентного преимущества – чем больше источников и слоев преимущества, тем устойчивее будет доминирование компании на рынке,
• согласовывать наглядные и фоновые проявления конкурентного преимущества – наглядные проявления (цена, качество продукта, его доступность и т.д.) должны опираться на фоновые проявления преимущества, т.е. незаметные для потребителя, но очень важные (структура затрат, мощная инфраструктура, опытный менеджмент компании и др.),
• понимать, что условия конкуренции со временем изменяются – изменятся потребительские приоритеты вследствие экономического спада или появления новых технологий; динамика конкуренции ведет к возникновению конкурентного паритета и др.
Конкурентные преимущества классифицируются по ряду признаков:
• отношение к организации – внешние и внутренние преимущества,
• сфера возникновения преимущества – технологическая, финансово-экономическая, природно-климатическая, географическая, культурная,
• содержание фактора преимущества – качество продукта, цена, себестоимость, сервис и т.д.
• средство получения преимущества – внедрение новшеств, перемещение организации, обучение персонала,
• продолжительность реализации преимущества – стратегическая (долгосрочная), оперативная (краткосрочная),
• вид получаемого эффекта – прирост объема продаж, прирост прибыли, завоевание доли рынка и т.д.