Жизненные циклы организаций и типы стратегий

На выбор типа стратегии большое влияние оказывают жизненные циклы организаций. На разных стадиях жизненного цикла организации ее характеристики меняются, поэтому в различных ситуациях требуются различные методы управления и различные корпоративные стратегии.

Для социальной организации основными стадиями жизненного цикла являются:
• стадия создания организации – изучается работа аналогичных предприятий (технологии, затраты, снабжение, сбыт, инфраструктура), формируется жизненный цикл продукта, обеспечивается доступ к необходимым ресурсам, определяется ниша рынка,
• стадия роста – активное завоевание доли рынка, внедрение инноваций, привлечение финансовых ресурсов, отладка планирования и бюджетов, рост квалификации персонала,
• стадия зрелости – сохранение и упрочение устойчивого положения на рынке, стремление к внутренней и внешней стабильности, формализация структуры и процессов, оптимизация использования внутренних ресурсов, максимизация прибыли,
• стадия упадка – снижение спроса на продукцию, ухудшение мотивационных инструментов и отток высококвалифицированных кадров, рост долгов, увеличение количества конфликтов,
• стадия обновления организации – диверсификация, обновление линейки продуктов, экономное использование ресурсов, оптимизация структуры и управления.

В соответствии с той или иной стадией жизненного цикла организации компания ориентируется на один из следующих типов стратегии:
• продуктово-рыночная стратегия – определение видов конкретной продукции и технологий, которые предполагается разрабатывать; оценка возможных конкурентов и рынков сбыта, оценка требуемых капиталовложений, определение источников финансовых ресурсов,
• стратегия роста – внедрение новых технологий, выпуск новых продуктов, повышение конкурентоспособности компании, увеличение компании, часто через проникновение и захват новых рынков, а также через вертикальную и горизонтальную интеграцию с другими компаниями. Стратегия роста может быть реализована через поглощение конкурирующих фирм при помощи приобретения контрольного пакета акций, через слияние на равноправных началах в рамках единой компании, через объединения компаний в рамках реализации совместных проектов.
• стратегия стабильности – сосредоточение на существующих направлениях бизнеса, осуществление программы снижения издержек производства, удержание рынка, проведение взвешенной инновационной и мотивационной политик,
• стратегия сокращения – отказ от неэффективного вида бизнеса или неэффективных территориальных подразделений, от производства нерентабельных продуктов, от излишней рабочей силы. При своевременной реализации необходимых в данной ситуации мероприятий (диверсификация, грамотная финансовая политика) данная стратегия может, при благоприятных условиях, перерасти в стратегию роста, а может завершиться ликвидацией компании.