Анализ внутренней среды организации

    Внутренняя среда организации — это та часть общей среды, которая находится непосредственно в рамках организации. Она оказывает постоянное и мощное воздействие на результаты функционирования организации.
Внутренняя среда анализируется в разрезе нескольких аспектов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.
Кадровый аспект внутренней среды охватывает такие процессы, как: взаимодействие менеджеров и рабочих; найм, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и его стимулирование.
Организационный аспект включает в себя: коммуникационные процессы, организационные структуры, распределение прав и ответственности, иерархию подчинения.
Маркетинговый аспект внутренней среды организации охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции. Это стратегия продукта, стратегия ценообразования, стратегия продвижения продукта на рынке, выбор рынка сбыта и систем распределения.
Производственный аспект представляет собой набор процессов, обеспечивающих изготовление продукции, т.е. это технологии, оборудование, организация производства, а также научные исследования и разработки.
Финансовый аспект включает в себя процессы, связанные с эффективным использованием и движением денежных средств в организации. Таким процессами является поддержание ликвидности и обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей.
Внутренняя среда пронизывается организационной культурой, которая также как и перечисленные аспекты внутренней среды подвергается тщательному анализу.
Анализ внутренней среды организации – это процесс комплексного изучения и оценки внутренних ресурсов и возможностей предприятия, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявление стратегических проблем. Результатом анализа должны стать ответы на следующие вопросы:
• Какие критические факторы определяют успех организации? Имеет ли организация возможность воспользоваться ими?
• Какие характеристики организации способствуют или препятствуют выполнению ее задач и претворению стратегии?
Достигла ли организации пределов в производительности и эффективности?
В основе анализа внутренних проблем организации лежат следующие принципы:
• системность — организация рассматривается в виде сложной системы, включающей ряд функциональных подсистем (видов деятельности) и компонентов (структурных подразделений),
• комплексность – анализу подвергаются все составляющие частей предприятия,
• сопоставимость – показатели организации рассматриваются в динамике и в сравнении с аналогичными показателями конкурентных фирм,
• уникальность – учитывается специфика деятельности и целей организации.
Основными способами анализа внутренней среды организации являются ресурсный анализ, анализ цепи затрат, SWOT – анализ.