Оценка способностей человека при профессиональном отборе

Профессиональный отбор на вакантную должность начинается с поиска кандидатов при помощи «работных» интернет-сайтов. Далее осуществляется обработка полученной информации, а в случае необходимости используются элементы психологического отбора.
Выявление способностей человека важны для профессионального психологического отбора, поскольку именно способности позволяют прогнозировать эффективность его деятельности на той или иной должности.
Под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и заключающиеся в его возможности быстрого приобретения, закрепления знаний и эффективного использования их на практике в определенном виде деятельности.
Различают преимущественно врожденные и преимущественно приобретенные способности. Признаками первой группы способностей являются особенности развития свойств нервной системы человека, обусловливающих специфику проявления познавательных и моторных психофизиологических функций. Вторая группа способностей возникает на основе врожденных задатков человека в процессе приобретения им социального опыта.
Особое значение для будущей деятельности кандидата имеют умственные (интеллектуальные) способности, которые можно оценить, применив многофакторную модель интеллекта, предложенную Л.Терстоуном, Р.Кеттелом и другими американскими психологами. Эта модель включает в себя следующие тестируемые факторы интеллекта:
• скорость восприятия – тест предусматривает в рамках ограниченного времени поиск заданной конфигурации знаков или символов среди однотипных отвлекающих стимулов,
• пространственная визуализация – испытываемый должен осуществить мысленное преобразование, вращение или перемещение в пространстве определенной конфигурации, например, сложенный вчетверо лист бумаги надрезается в нескольких местах и необходимо указать, какой вид будет иметь лист, если его развернуть,
• скорость восприятия неясных или неполных изображений – тест заключается в необходимости прочесть слово, в каждой букве которого отсутствует одна из частей или в необходимости опознать изображение предмета, в котором отсутствуют некоторые детали,
• гибкость восприятия – в процессе тестирования необходимо опознать простую фигуру, скрытую в изображении сложной фигуры,
• арифметический фактор – оценивается навык устного счета,
• вербальный фактор – необходимо указать слова-синонимы или слова антонимы к определенному слову,
• словесная ассоциативная флюэнтность (беглость) – необходимо быстро подобрать как можно больше число слов, соответствующих заданному смысловому признаку,
• логическое мышление – решение логических, в т.ч. математических задач,
• ассоциативная память – тестирование заключается в воспроизводстве недостающих элементов при условии предварительно кратковременно предъявленных испытуемому полного парного набора элементов,
• смысловая память – тест предусматривает воспроизводство материала, отталкиваясь от его смыслового построения,
• зрительная память – оценивается запоминание зрительно предъявляемой информации,
• слуховая память – оценивается запоминание предъявляемой на слух информации.