Принципы построения структурированного интервью

Первичный подбор будущих сотрудников компании в наши дни осуществляется, чаще всего, при помощи «работных» интернет-сайтов, например вакансии в Баку, Киеве, Риге и др. После этого ведется изучение кандидатов на работу. Как правило, эта процедура включает оценку резюме и собеседование (интервью).
Оценка резюме сначала осуществляется в экспресс-режиме по основным параметрам: последнее место работы, наличие требуемого образования, возраст, знание иностранного языка, знание специализированных компьютерных программ и т.д. Отобранные в результате быстрого просмотра резюме затем подвергаются более детальному изучению. На этом этапе процедуры подбора обращают повышенное внимание на качество полученного основного и дополнительного образования, на уровень компаний и организаций, в которой работал или работает кандидат, на достигнутые им успехи в деятельности.
Следующим этапом подбора является проведение собеседования (интервью). В ходе интервью выясняются коммуникативные способности кандидата, его возможности интеграции в корпоративную среду, делаются прогнозы в отношении его возможной лояльности. Для того чтобы информацию, полученную во время собеседования, можно было использовать для оценки и сравнения нескольких кандидатов, оно должно происходить по заранее разработанному плану. Такое спланированное собеседование называется структурированным интервью.
Большую часть времени выделенного на структурированное интервью (не менее 80%) необходимо предоставить высказываниям кандидата, и лишь 20% времени интервью говорит и задает вопросы сотрудник службы персонала. Вопросы должны иметь широкоплановый характер, а не быть узконаправленными и прямыми, поскольку они значительно менее информативны. Последовательность вопросов должна быть продумана, так как из хаотически задаваемых вопросов и соответствующих ответов сложно получить цельное мнение о кандидате.
Все приемы проведения интервью направлены на улучшение качества информации, сообщаемой человеком, говорящим правду в процессе беседы, с одной стороны, и ухудшение условий для построения легенды человеком, который говорит ложь в ответ на задаваемые вопросы, с другой.
При осуществлении собеседования желательно придерживаться следующих рекомендаций:
— ведущий беседу должен помогать опрашиваемому концентрировать свои усилия на воспроизведении интересующей ведущего информации,
— ведущий в процессе опроса должен максимально приближать опрашиваемого к той психологической обстановке в которой происходило то или иное интересующее ведущего событие,
— ведущий должен использовать гибкий стиль опроса учитывающий психофизиологические особенности опрашиваемого лица,
— ведущий должен концентрировать внимание опрашиваемого на деталях интересующего события.
Смысл стимулирования памяти опрашиваемого в ходе структурированного интервью заключается в дифференциальном воздействии на речемыслительные процессы искреннего и лгущего собеседника. Если у первого они способствуют улучшению и облегчению восстановления из памяти запрашиваемой информации, то у второго усиливают затруднения, связанные с изложением детализированной легенды и приводят к появлению психофизиологических признаков неискренности.