Понятие менеджмента

Английское слово менеджмент происходит от корня латинского слова «манус» — рука. Первоначально термин обозначал искусство управление лошадьми, позже он был перенесен в сферу трудовой деятельности.
Менеджмент является очень емким и многоаспектным понятием. Менеджмент – это и научная дисциплина, и искусство, и совокупность практического опыта, и вид деятельности, и аппарат управления компанией, и категория работников.
В Россию термин «менеджмент» пришел более 15 лет назад вместе с радикальными изменениями в жизни страны и переходом к рыночной экономике. Он дополнил и уточнил давно сложившийся в обществе универсальный термин «управление».
Понятие менеджмента и управления имеют между собой много общего, хотя есть и определенные отличия.
Термин «управление» произошел от старорусского слова «управа», то есть способность с кем-то управляться. Управление является значительно более широким и обобщающим понятием по отношению к понятию менеджмент. Управление является целенаправленной деятельностью человека по упорядочению, регулированию взаимодействия и созданию условий для нормального функционирования различных объектов и процессов, как в обществе, так и в природе или технике.
Менеджмент предполагает управление именно социальной организацией и именно организацией целью, которой является получение прибыли. И если речь идет, например, о государственных органах управления любого уровня, то применяется термин «государственное управление», а не «менеджмент».
Поскольку менеджмент предполагает управление рыночной организацией, отличительными особенностями его является:
• ориентация фирмы на удовлетворение потребностей рынка,
• ориентация на постоянное повышение эффективности производства,
• разработка стратегических целей и программ и их постоянная корректировка в зависимости от состояния рынка.
Цели и задачи менеджмента непрерывно усложняются по мере роста масштабов и развития производства и коммерции. Выполненные задачи и достигнутые намеченные цели оцениваются на рынке.