Основные тенденции и концепции менеджмента

Менеджмент, как и любая другая наука, находится в постоянном развитии. Тот или иной период времени развития менеджмента характеризуется адекватными ему определенными чертами, тенденциями и концепциями.
Современный менеджмент имеет следующие черты:
• системный подход к управлению – подход к организации и управлению в рамках методов системного анализа и синтеза, предлагаемых экономической кибернетикой,
• ситуационный подход к управлению – предполагает что, хотя общий процесс управления одинаков, существуют специфические конкретные подходы и приемы, которые должен использовать руководитель в той или иной ситуации,
• повышение роли организационной культуры – совокупности норм, условий и ценностей выбранных, созданных и разделяемых всеми членами организации,
• механизация, автоматизация, компьютеризация управленческих процессов,
• демократизация управления – экономическая демократия, включающая в себя привлечение работников к владению собственностью компании, привлечение работников к управлению компанией, регулярное информирование работников о важных событиях компании, развитие «кружков качества» и др.
Основными тенденциями современной международной экономики является:
• интернационализация – возрастание роли экономической деятельности, не ограниченной национальными и географическими рамками,
• глобализация – возрастание значения международных контактов по сравнению со значимостью контактов внутренних.
Эти тенденции экономики в свою очередь способствуют созданию следующих современных концепций менеджмента:
• реинжиниринг – описание, переосмысление и радикальная перестройка бизнес-процессов компании с целью их усовершенствования,
• бенчмаркинг – сравнительный анализ показателей деятельности основных конкурентов и определении этой информации при определении стратегии развития организации,
• концепция всеобщего управления качеством – концепция, предполагающая ориентацию на потребителя, вовлечение всех работников, процессный подход, постоянное улучшение во всех сферах деятельности компании,
• сбалансированная система показателей – концепция, связывающая стратегические цели компании с бизнес-процессами и повседневными действиями сотрудников на каждом уровне управления,
• экономное производство – концепция, нацеленная на минимизацию потерь материальных и человеческих ресурсов в процессе производства товаров и услуг. Эта концепция включает в себя следующие элементы – анализ общей эффективности оборудования и потерь, улучшение организации труда на рабочем за счет наведения порядка, продуманный план размещения оборудования, управление потоком создания ценностей, защиту от ошибок, сокращение числа одновременно обрабатываемых предметов, управление запасами по принципу «точно в срок», поточную систему производства с последовательным «вытягиванием» обрабатываемых изделий.