Методы менеджмента

Методы менеджмента – это способы воздействия субъекта управления на объект управления для достижения поставленных целей. Они представляют собой систему правил и процедур принятия управленческих решений по различным задачам.
Различают методы прямого и косвенного воздействия, формальные и неформальные. При использовании методов прямого воздействия получают непосредственный результат воздействия. Методы косвенного воздействия создают условия для достижения необходимых результатов. Формальные методы заключаются в четкой регламентации управленческих процедур, неформальные методы – это наличие в организации «неписанных» правил, способствующих эффективной реализации управленческих решений.
Система методов менеджмента состоит из следующих трех больших групп методов менеджмента:
1. Экономические методы менеджмента – совокупность способов воздействия на экономические интересы объекта управления. В случае, если в качестве субъекта управления выступают органы государственного управления, экономическими методами, влияющими на объект управления являются налогообложение, ценообразование или кредитование. Если субъектом управления является администрация организации, то экономическими методами управления становятся:
• формирование системы оплаты труда в зависимости от количества и качества труда,
• формирование системы дополнительного вознаграждения работников организации – премиальных выплат, доплат и надбавок,
• формирование достойного и востребованного социального пакета – добровольное медицинское страхование работников, негосударственное пенсионное обеспечение, предоставление работникам льготных кредитов для приобретения жилья, санаторно-курортное лечение и т.д.
2. Административно-правовые методы менеджмента – совокупность способов правового и административного воздействия на отношения людей в процессе выполнения ими своих трудовых функций. На уровне органов государственного управления к административно-правовым методам относят систему законодательных актов, на уровне организации – систему локальных нормативных актов и методических документов, включающих в себя планы, программы, задания, инструкции, стандарты и т.п. четкое и обязательное выполнение которых необходимо для достижения организацией поставленных целей.
3. Социально-психологические методы менеджмента – совокупность способов управления социально-психологическим процессами в коллективе, воздействующих на социально-психологические интересы членов организации. К социально-психологическим методам относят:
• профессиональный отбор персонала, его обучение и возможность карьерного роста,
• формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе,
• адекватный стиль управления руководства компании,
• эффективное управление группами и групповыми явлениями в коллктиве,
• гуманизация и обогащение труда,
• формирование эмоционально – эстетического фона деятельности в коллективе (корпоративные праздники, культура общение, дресс-код).