Менеджмент как аппарат управления

Термин «менеджмент» часто применяется как синоним термина «аппарат управления». Менеджмент компании – это аппарат управления рыночной организации.
Люди, занятые в аппарате управления такой организации называются менеджерами. Они непосредственно осуществляют процесс управления посредством профессионального выполнения управленческих функций.
К основным управленческим функциям менеджера относят:
• функцию принятия решения — заключается в том, что менеджер определяет направление движения организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки и др. Право принятия управленческих решений имеет только менеджер.
• информационную функцию — заключается в том, что менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде организации, распространяет информацию в виде фактов и нормативных установок и, наконец, разъясняет политику и основные цели организации,
• функцию руководства – заключается в формировании отношений внутри и вне организации, в мотивации членов организации на достижение корпоративных целей организации, в координации усилий и действий различных подразделений организации для повышения эффективности работы компании.
В западных, а в последнее время и в отечественных компаниях существует следующая иерархия уровней управленческого труда:
• top – management – высшее звено аппарата управления компанией (председатель совета директоров, генеральный директор, члены совета директоров и правления, руководители филиалов компании). Менеджеры высшего звена принимают важнейшие для компании решения и несут полную ответственность за их решения. Их работа не имеет четкого завершения и содержит значительные риски. Это самая немногочисленная и высокооплачиваемая категория менеджмента компании.
• middl – management – среднее звено аппарата управления (руководители управлений, департаментов, крупных подразделений компании). Менеджеры среднего звена координируют и контролируют работу руководителей низшего звена. Они являются своеобразным буфером между руководителями высшего и низового звена управления, поскольку, так или иначе, готовят информацию для принятия управленческих решений топ-менеджерами, а затем преобразуют эти решения в удобную для исполнения руководителями низового звена форму.
• lower – management – низовое звено аппарата управления (руководители отделов, групп, цехов, участков, бригад и др.). Менеджеры низового звена управления или т.н. линейные менеджеры распределяют конкретные задания работникам компании и контролируют их выполнение. Их напряженная работа характеризуется частыми переходами от одной задачи к другой.
Управленческая деятельность в организации отличается чрезвычайным разнообразием. Труд менеджера сложен и многогранен. Теоретиками менеджмента предложено множество моделей, описывающих те или иные особенности труда руководителя, но ни одна из них не в состоянии полностью охватить сущностное содержание этой деятельности и передать специфику, которая отличает руководство от всех иных профессий.