Азиатская модель менеджмента

Модель менеджмента – это совокупность идей, лежащих в основе управления организацией. Региональная и национальная модели менеджмента включают в себя, кроме совокупности идей, географические, политические, религиозные, ментальные особенности того или иного региона мира, страны.
Азиатская модель менеджмента представлена японской, китайской, южнокорейской, сингапурской и другими национальными моделями, вносящими наибольший вклад в развитие мировой управленческой мысли. Но, «классическим» примером азиатской модели, безусловно, является японская модель менеджмента.
Японская модель сформировалась под влиянием двух основных факторов – творческого освоения японцами зарубежного опыта, а также сохранения и использования особенностей национальных традиций и национального характера.
Эти особенности вытекают из сословного строения японского общества в прошлом и заключаются в развитой психологии подчинения власти, в относительно низкой социальной мобильности населения, склонности японцев к групповой сплоченности и коллективизму, бережливости и эмоциональной сдержанности.
Кадровая политика, политика стимулирования труда в японских компаниях заключается в следующем:
• подбор работников осуществляется среди молодежи, оканчивающей высшие и средние учебные заведения, обладающей хорошим потенциалом для развития своих знаний и навыков,
• дополнительное обучение, переподготовку работников осуществляет корпорация,
• корпоративная философия уподобляет организацию «дружной семье»,
• в большинстве компаний существует принцип «пожизненного найма» т.е. обеспечения гарантии занятости постоянного персонала на весь период трудоактивной жизни, также популярен «семейный найм» т.е. прием на работу родственников кадровых работников и «повторный найм» — для работников пенсионного возраста,
• карьерный рост работника определяется возрастом и стажем работы в компании, используется принцип «ротации» — планомерной, раз в два или три года смены работником должностей в подразделениях разного профиля,
• большое значение в трудовой мотивации играют морально-психологические элементы и удовлетворение социальных потребностей – место и роль в группе, признание, уважение окружающих,
• в оплате труда используется принцип оплаты по старшинству; система оплаты состоит из базового оклада, примерно одинакового для всех постоянных работников одного возраста и квалификации, различных ежемесячных индивидуальных доплат и выплачиваемых каждое полугодие бонусов,
• весомую добавку к заработной плате включают различные корпоративные социальные льготы – медицинское страхование, пенсионное обеспечение, оплата жилья, питание, санаторно-курортное обеспечение и др.
Японский менеджмент подарил миру такой шедевр управленческой мысли, как концепция экономного производства, а также особое отношение к качеству.
Экономное производство – это:
• система «пять S» — система организации рабочего места, включающая в себя рациональное расположение инструментов, деталей и документов на рабочем месте и чистоту рабочего места,
• система «кайдзен» — тотальная борьба с производственными потерями – с перепроизводством, с ожиданием следующей производственной стадии, с ненужной межцеховой или межзаводской транспортировкой материалов, с лишними этапами обработки, с наличием избыточных запасов, с нерациональным перемещением работников, с дефектами,
• система «точно вовремя» — система, при которой изделия производятся и доставляются точно в нужное время и в нужном количестве,
• система «всеобщего ухода за оборудованием» — набор методов направленных на то, чтобы каждый станок постоянно находился в работоспособном состоянии, а производство никогда не прерывалось.
Японские кружки качества представляют собой эффективный способ широкого вовлечения рядового персонала фирм в работу по обеспечению высокого качества выпускаемой продукции. Эти кружки способствовали способности к творчеству, управлению и контролю у рабочих и мастеров путем самообразования, а также повышению морально-психологического климата на рабочих местах.