Организационная культура

  Организационная культура – это система общих ценностей, традиций, убеждений, символов, формальных и неформальных норм и правил поведения членов организации, их взаимодействие друг с другом и окружением. Организационная культура является своего рода незримым клеем, делающим организацию организацией.
Культура формируется с одной стороны спонтанно в процессе совместной работы членов организации, а с другой стороны – в результате целенаправленной деятельности руководства организации и под влиянием внешнего социального, делового, правового окружения.
Организационная культура является многомерным образованием имеющим, как минимум, три уровня. Поверхностный уровень – это формализованные правила поведения членов организации и вещественные атрибуты – униформа, лозунги, эмблемы, дизайн. Промежуточный уровень составляют укоренившиеся ценности и верования. Глубинный уровень представляет философию организации.
Культура организации состоит из относительно самостоятельных локальных субкультур, принадлежащих различным функциональным блокам (производство, коммерция, финансы), различным категориям работников (руководители, специалисты, рабочие), различным территориальным подразделениям организации.
Культура по отношению к организации выполняет ряд важных функций:
• интегрирующая – объединяет работников, формирует у них чувство гордости за принадлежность к организации, поддерживает необходимый социально-психологический климат в организации,
• регулирующая – обеспечивает соблюдение членами организации правил и норм поведения, снижает возможность конфликтов,
• охранная – состоит в создании при помощи различных запретов и ограничивающих норм барьеров от нежелательных для членов организации внешних воздействий,
• коммуникационная – позволяет членам организации достигать взаимопонимания и облегчает осуществление обмена информации,
• воспитательная – состоит в формировании образцов поведения, необходимых организации,
• формирования имиджа – обеспечивает создание в глазах окружающих определенного образа организации.
Одной из важнейших характеристик организационной культуры является ее сила, которая определяется глубиной ее проникновения, степенью охвата членов организации и ясностью провозглашенных приоритетов.
Исходя из влияния силы организационной культуры, различают три основных типа культур – бесспорную, слабую и сильную. Бесспорная культура является закрытой регрессивной организационной культурой. Она требует от членов организации неукоснительного соблюдения определенных норм.
Слабая культура содержит нормы и ценности, противоречащие друг другу, отсутствует глубинный уровень культуры, локальные субкультуры имею приоритет по отношению к общей культуре организации, приоритеты культуры отражены нечетко.
Сильная культура – это прогрессивная организационная культура. Она содержит множество ценностей и норм, позволяющих обеспечить успешное выполнение всех основных функций культуры. Такая культура широко распространена в организации и охватывает всех ее членов. Она открыта любым влияниям, но очень устойчива, поскольку обладает мощным глубинным уровнем – философией организации.