Дивизиональная структура

    Дивизиональная структура является более высокой формой линейно-функциональной структуры, ее дальнейшим развитием. Классические линейно-функциональные структуры присущи в настоящее время лишь небольшим и средним компаниям. Структуры же крупных многопрофильных и географически рассредоточенных компаний и корпораций — дивизиональные.
Главными звеньями дивизиональной структуры являются устойчивые неизменные формы — филиалы или отделения (от англ. Division). Дивизионы могут строиться при помощи функциональных или линейно-функциональных структур. Встречаются отделения, содержащие внутри себя также дивизионы низшего порядка. Признаками дивизионов являются наличие у них значимой рыночной задачи, обладание собственными ресурсами, относительная независимость в принятии решений.
Структуризация компании по отделениям производится, как правило, по одному из трех принципов:
• Продуктовый принцип – дивизионами компании являются структуры, сориентированные на выпуск определенной продукции или предоставление определенных услуг.
Географический принцип – дивизионами компании являются структуры, осуществляющие деятельность в том или ином регионе страны (в иных странах).
Рыночный принцип – дивизионами компании являются структуры, сориентированные на определенную группу потребителей.
Дивизиональная структура имеет ряд следующих важных преимуществ, в сравнении с функциональной и линейно-функциональной структурами:
• Более высокая степень приспособления к быстрым изменениям в нестабильной окружающей среде за счет передачи части полномочий и ответственности с уровня штаб-квартиры компании в дивизионы и на более нижние уровни иерархии,
• Более высокое качество выпускаемой продукции за счет продуктовой специализации.
• Высокая координация между функциональными единицами в рамках дивизиона.
• Рост удовлетворенности потребителей за счет более внимательного отношения к их нуждам и более оперативного реагирования на их запросы.
• Рост удовлетворенности персонала за счет более высокой степени реализации их потребности в причастности к процессу и результатам деятельности дивизиона.
• Более высокая степень адаптации к нуждам территории, на которой предоставляются услуги.
• Более высокая степень учета странового и регионального менталитета клиентов и сотрудников.
• Уменьшение расходов на персонал за счет сокращения штата управленческих работников и, в первую очередь, штата штаб-квартиры компании.
К недостаткам дивизиональной структуры можно отнести:
• Отсутствие узкой функциональной специализации не способствует росту профессионализма работников.
• Более широкая специализация присущая географическому и рыночному дивизионам сдерживает рост производительности труда.
• Усложнение коммуникаций в организации за счет автономности дивизионов.