Будущие организации

   Организации находятся в постоянном развитии, организационные формы непрерывно эволюционируют и совершенствуются.
Как будут выглядеть организации будущего? О том, каким требованиям они должны удовлетворять в ближайшем будущем во многом ясно уже сейчас. Будущие организации должны характеризоваться:
• ориентацией на предвидение – предвидение должно служить общей базой для принятия стратегических решений,
• интеграцией и перекрещиванием функций – матричные структуры будут иметь приоритет в сравнении с традиционными структурами,
• глобализацией и экспансией – рост производственных и технологических возможностей, поиск и освоение новых рынков, влияние конкуренции требует активного перехода к глобальным структурам,
• автономностью низовых добывающих подразделений – автономность и глобализация являются двумя сторонами одной медали, имя которой успешная организация будущего,
• распространением информационных технологий – корпоративные информационные системы постепенно становятся ключевым элементом организации,
• гибкостью и адаптивностью – негибкие и неадаптивные организации не имеют никаких шансов выжить в будущем,
• клиентоориентированностью – роль рыночной ориентации и удовлетворения потребностей клиентов со временем будут только возрастать,
• внутренней конкурентоспособностью,
• способностью и стремлением к диверсификации,
• инновационностью и ориентацией на качество продукции и услуг,
• динамичностью и ускорением выхода продукции,
• отношением к работникам как к капиталу и как к мобильному ресурсу.
Исходя из тех знаний об организациях, которыми мы обладаем в настоящее время с большой вероятностью можно говорить о таких перспективных организациях как организации с «внутренними рынками», сетевые организации, виртуальные организации, многомерные организации, круговые организации и интеллектуальные организации.
Организации с «внутренними рынками» представляют собой организационную сеть автономных «внутренних предприятий», которые конкурируют и сотрудничают между собой, покупают и продают товары и услуги, участвуют во внутрифирменных и межфирменных связях. «Внутренние предприятия» — это производственные, коммерческие, вспомогательные, управленческие подразделения традиционной иерархической организации, преобразованные во внутренние предпринимательские подразделения и несущие финансовую ответственность за результаты своей деятельности.
Сетевая организация представляет собой совокупность фирм и иных организационных единиц, деятельность которых координируется рыночными механизмами вместо иерархических команд.
Виртуальная организация – это сообщество функциональных партнеров, осуществляющих проектирование, производство и реализацию продуктов и услуг с использованием информационных технологий и систем контрактов, с независимыми рабочими группами и структурами.
Многомерные организации – это трехмерные организации, имеющие в своем составе функциональные подразделения, географические подразделения и продуктовые подразделения. Сочетание таких подразделений в определенной пропорции позволяет получить гибкую и эффективную структуру организации.
Круговые организации – это организации построены на принципах демократической иерархии. Основным отличием таких организаций является максимальное привлечение рядовых членов организации к процессу принятия управленческих решений. Это децентрализованные организации с широкой автономией низовых подразделений. Возле каждого руководителя подразделений различных уровней организации образуется на добровольной основе совет (круг) из подчиненных этого руководителя. Кроме этого в совет могут приглашаться представители смежных подразделений.
Интеллектуальные организации – это организации, нацеленные на активизацию интеллекта ее членов. Интеллект и творчество наиболее мощно открывается в организациях, где минимизировано действие иерархических командных механизмов, где осуществляется свободный поток информации, где допускается столкновение конкурирующих точек зрения, где работник наделяется широкими полномочиями.