Предпринимательские объединения

Предпринимательским объединением является группа организаций осуществляющих согласованную предпринимательскую деятельность в общих интересах. Основными формами предпринимательских объединений являются холдинг, финансово-промышленные группы, стратегические альянсы и виртуальные объединения.
Холдинг – это компания, включающая в себя материнскую и одну или несколько дочерних фирм, объединенных общим владением. Дочерние фирмы имеют право юридического лица и являются полноценным субъектом хозяйственных отношений. Реальный контроль деятельности дочерней структуры остается за материнской компанией.
Различают следующие виды холдингов:
• исходя из форм собственности – государственные и частные холдинги,
• по способам интеграции – горизонтальные, вертикальные, диверсифицированные холдинги,
• с точки зрения функций головной (материнской) компании – финансовые, управляющие, финансово-управляющие холдинги,
• с учетом сферы применения капитала – отраслевые и межотраслевые холдинги.
Целью создания холдинга является приобретение целого ряда преимуществ по сравнению с деятельностью обособленных производителей:
• минимизация негативного влияния конкуренции,
• создание условий для централизации капитала,
• расширение возможностей диверсификации,
• снижение рисков,
• уменьшение налогов,
• увеличение масштабов деятельности,
• приобретение имиджа крупной влиятельной структуры.
Другой формой предпринимательского объединения является финансово-промышленная группа (ФПГ), которая, как правило, строится при помощи горизонтальных имущественных связей (перекрестное владение акциями, взаимное участие в советах директоров).
Целью ФПГ является создание организационных предпосылок технологической и экономической интеграции для реализации крупных инвестиционных программ и повышения конкурентоспособности.
ФПГ способствуют решению следующих задач:
• облегчение структурной перестройки экономики,
• укрепление и обновление технологических цепочек,
• создание условий для маневра финансовыми ресурсами,
• ускорение темпов роста производства.
Стратегический альянс – среднесрочное или долгосрочное устойчивое соглашение о горизонтальной межфирменной кооперации нескольких независимых компаний для реализации крупных проектов (НИОКР, совместное освоение новых рынков и др.) и получения при этом синергетического эффекта. Альянс не означает слияния фирм, не является самостоятельным юридическим лицом, слабо регулируется законодательством, а его участники могут одновременно входить во множество других альянсов.
Выгоды, которые могут получить члены альянса:
• приобретение возможности внедриться в новые сферы, на новые рынки,
• облегчение решения непредвиденных сложных проблем, отражение натиска конкурентов, диверсификация,
• возможность получить знания и опыт,
• доступ к ресурсам, улучшение использования производственных мощностей.
Возможные проблемы, ожидающие членов альянса:
• возможность неудачи по вине партнеров,
• риск утраты превосходства в технологии, конкурентной позиции,
• утрата автономии, единоличного контроля над деятельностью.
Виртуальное объединение создается как объединение независимых организаций на основе информационных технологий для осуществления совместных проектов. Оно не имеет ярко выраженной организационной структуры и не оформлено юридически.
Виртуальные объединения возникают в наиболее передовых отраслях, имеющих высокий уровень производства и высокую степень технологической расчлененности. Задачей объединения становится оптимальное комбинирование и дистанционное управление с помощью компьютерных сетей и телекоммуникаций составляющими его предприятиями, находящимися в разных уголках мира.
Экономический эффект от виртуальной интеграции возникает в результате оптимизации трансакционных издержек и накладных расходов благодаря использования информационных технологий. Доход между членами объединения делится согласно договоренности. Ответственность основана на взаимном доверии.