Порядок рассмотрения трудовых споров

Трудовой спор – это неурегулированные разногласия между работодателем и работником (работниками) по вопросам применения трудового законодательства.
Трудовой договор и трудовые споры – одни из самых актуальных и острых тем трудового законодательства. Сторонами трудового спора, как и трудового договора, являются работник и работодатель. Но трудовой спор затрагивает более продолжительный временной период, чем трудовой договор и поэтому стороной трудового спора может быть не только работник, а и лицо, ранее состоявшее в трудовых отношениях с данным работодателем, а также лицо, изъявившее желание заключить трудовой договор с работодателем (в случае отказа работодателя от заключения такого договора). Трудовой спор может быть как индивидуальным, так и коллективным.
Порядок рассмотрения трудового спора регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, главой 60 Трудового кодекса РФ, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется гражданским процессуальным законодательством — ГПК РФ.
Кодекс предусматривает двухзвенную структуру рассмотрения индивидуальных и трудовых споров.
Первым звеном разрешения трудового спора является комиссия по трудовым спорам (КТС) организации или КТС структурного подразделения организации. КТС может быть образована как по инициативе работников так и по инициативе работодателя. В случае если инициативу по созданию КТС проявили работники (представители работников) и направили работодателю соответствующее предложение в письменной форме, то работодатель обязан в десятидневный срок направить своих представителей в комиссию, и наоборот.
КТС создается из равного числа представителей работников и работодателя. Работодатель назначает своих представителей в комиссию путем издания приказа. Представители в КТС от стороны работников избираются общим собранием работников либо делегируются представительным органом работников.
Комиссия по трудовым спорам самостоятельно избирает из своего состава председателя, заместителя председателя комиссии и ее секретаря. КТС имеет свою печать. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии осуществляется работодателем.
Если работнику не удается самостоятельно урегулировать возникшие в процессе трудовых отношений разногласия с работодателем, он обращается в комиссию по трудовым спорам.
Если КТС не сумеет в установленные законодательством сроки урегулировать трудовой спор, то работник может обратиться ко второму звену разрешения трудового спора – в суд.
Суд, как правило, рассматривает споры, которые уже были предметом рассмотрения в комиссии по трудовым спорам, но работник имеет право обращаться в суд, минуя КТС. При этом существует ряд категорий трудовых споров (о восстановлении на работе, о переводе на другую работу и др.), которые должны рассматриваться в суде без предварительного рассмотрения в КТС.
При обращении в судебные органы по любым категориям трудовых споров (кроме споров о возмещении морального вреда) работники освобождаются от уплаты государственной пошлины и судебных расходов.