Принципы статической и динамической организаций

Концепция жизненного цикла организации предполагает пять этапов существования: этап формирования организации, этап интенсивного ее роста, этап развития, этап зрелости и этап упадка.
Этапы можно объединить в две группы: статическую и динамическую. Статическая организация включает в себя этап формирования и этап упадка, т.е. в таких организациях протекающие процессы находятся либо в состоянии зарождения, либо в состоянии исчезновения.
Динамическое состояние — состояние движения системы. Динамическая организация включает в себя этапы роста, развития и зрелости организации. Эти этапы характеризуются решением внешних и внутренних проблем компании во взаимосвязи.
К принципам статической организации относятся следующие принципы:
• Принцип приоритета цели – в системе «цель – задача – функция – структура – персонал» наивысший приоритет должна иметь цель, затем задача и далее функция, структура и персонал. Вначале разрабатывается общая цель, затем она детализируется рядом частных целей, после этого формируются задачи и соответствующие им функции, наконец, создается структура, являющаяся основанием для формирования контингента работников компании.
• Принцип приоритета функций над структурой – при создании компании в системе «функция – структура» наивысший приоритет должны иметь функции. Структура обычно создается по функциональному критерию, в противном случае в процессе формирования организации неизбежно возникнут сбои.
• Принцип приоритета субъекта управления над объектом – при создании компании или структурного подразделения приоритет дожжен отдаваться руководителю относительно будущих работников. Таким образом, при создании компании или нового подразделения вначале подбирают руководителя способного реализовать ту или иную цель, затем этот руководитель подбирает себе необходимых исполнителей и команду в целом.
Динамические организации опираются на следующие принципы:
• Принцип приоритета персонала – в системе «цель – задача – функция – структура – персонал» наивысший приоритет должен иметь персонал, затем структура, функция, задача и цели. Поскольку человек является основным производителем прибавочного продукта главное внимание должно уделяться вопросам, связанным с управлением персоналом, стимулированием деятельности сотрудников компании. В случае возникновения проблем с персоналом, необходимо корректировать цели компании, набор конкретных задач, набор функций, и, возможно, организационную структуру.
• Принцип приоритета структур над функциями – для действующих компаний в системе «функция – структура» наивысший приоритет должна иметь структура. Структура – это скелет организации, она значительно менее подвижна в сравнении с набором реализуемых в организации функций. Функции меняются в гораздо большем диапазоне, чем организационная структура.
• Принцип приоритета объекта управления над субъектом – в действующей компании при замене руководителя или реорганизации подразделений приоритет должен отдаваться коллективу подразделения относительно будущего руководителя. Будущие руководители должны подбираться под конкретные действующие структурные подразделения с учетом их совместимости с коллективом подчиненных. Сложившийся коллектив представляет собой интеллектуальную ценность, на формирование которой были затрачены деньги компании. Кроме этого, суммарный потенциал сформировавшегося коллектива, как правило, существенно выше потенциала нового руководителя.