Принципы собеседования при трудоустройстве и отборе кандидата

   Успешный поиск работы с целью трудоустройства и эффективный отбор кандидата при подборе персонала – это две встречные цели двух заинтересованных участников этого процесса – претендента на вакантную должность и сотрудника службы персонала компании.
Проведение собеседования является самым важным и ответственным этапом, как для представителя компании, так и для соискателя вакансии.
При подготовке к собеседованию кандидат, как правило, пытается получить максимально возможную информацию об интересующем его работодателе из различных источников, в том числе и из многочисленных интернет-сайтов.
Представитель службы персонала, готовясь к собеседованию с кандидатом, изучает его резюме, систематизирует свои знания о компании и перечень требований к кандидату, намечает ключевые вопросы.
Несмотря на то, что цели собеседования с точки зрения кандидата и сотрудника компании существенно отличаются, положительным результатом этой встречи является совпадающий эффект – трудоустройство в желаемую организацию и наем нужного работника.
Учитывая это, для успешного решения данной задачи, как кандидат, так и сотрудник компании может воспользоваться следующими основными общими для всех случаев жизни принципами построения делового общения:
каждая беседа должна иметь четко обозначенную цель. Во время беседы каждая из сторон должна разобраться в том, к чему в данный момент стремится собеседник, какие мотивы им движут.
• самые первые и сильные впечатления о человеке зависят от его внешнего вида. Участники беседы должны иметь опрятный вид, быть подтянутыми. Кроме этого, необходимо следить за выражением своего лица, поскольку надменный вид является чаще всего серьезным психологическим барьером.
• решающими для формирования впечатления о человеке являются первые 3 – 5 минут общения. В этом временном интервале активно функционируют все органы чувств, с помощью которых создается целостное представление о другом человеке. Учитывая это, первые минуты общения необходимо полностью подчинить свое поведение задаче создания благоприятного представления о себе.
• необходимо помнить, что собеседник не может в равной степени все держать под контролем в ходе встречи. Как правило, легче всего удается контролировать речь, хуже выражение лица, еще менее кивки или наклоны головы.
• важным своеобразным мимическим знаком расположения является улыбка. Но она необходима не только для собеседника, но и нам самим, поскольку повышает настроение и работоспособность.
• необходимо быть хорошим слушателем. Для этого нужно воздерживаться от выражения своих эмоций при восприятии информации, поощрять собеседника к продолжению разговора, уметь подхватывать и развивать мысль собеседника.
• ни в коем случае недопустимо обезличенное общение. К собеседнику необходимо обращаться как можно чаще по имени. С одной стороны это демонстрация уважительности к нему, а с другой стороны человек будет внимательно слушать вас в течение некоторого времени только потому, что вы назвали его имя.
• в беседе необходимо поддерживать позитивную атмосферу общения. Необходимо быть вежливым, тактичным, доброжелательным, а также стремиться почувствовать собеседнику свое собственное значение.