Государственная политика в области сокращения безработицы и роста занятости населения

Государственная политика любой страны в области занятости стремится решить два основных вопроса.
Во-первых, удовлетворить потребности капитала в труде. Динамично и прибыльно функционирующий капитал – лучшее свидетельство эффективного использования труда в стране.
Во-вторых, обеспечить рабочими местами трудоспособное население, поскольку забота о благосостоянии населения является традиционной функцией государства.
Современная политика российского государства в области сокращения безработицы и роста занятости населения осуществляется по следующим направлениям:
• развитие трудовых ресурсов,
• обеспечение равных возможностей гражданам в реализации права на добровольный труд и свободный выбор профессии независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии,
• поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности,
• поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места,
• обеспечение социальной защиты в области занятости населения, и в первую очередь для граждан, особо нуждающихся в этом: инвалидов, молодежи, женщин, лиц предпенсионного возраста, уволенных с военной службы, освобожденных из мест лишения свободы, многодетных родителей,
• предупреждение массовой и сокращение длительной безработицы,
• осуществления различных программ содействия занятости,
• координация деятельности государственных органов, профсоюзов и иных представительных органов работодателей и работников,
• международное сотрудничество в решении проблем занятости.
Наиболее действенной государственной политикой в области занятости является политика, имеющая предупреждающий характер. Мировой опыт выработал немало действенных мер регулирования безработицы, в том числе:
• перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования при помощи налоговых льгот перехода организаций на неполный рабочий день,
• бюджетное субсидирование, а также льготное кредитование дополнительной рабочей силы на действующих предприятиях,
• снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста,
• создание рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества,
• создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели – профсоюз – государство) с целью ограничения роста заработной платы,
• привлечение иностранных инвестиций к созданию новых рабочих мест.
В мировой практике сложились три основные модели управления занятостью. Первая модель – американская. Она предполагает создание рабочих мест с низкой производительностью труда для значительной части трудоспособных граждан в частном секторе.
Вторая модель – скандинавская. Эта модель ориентирована на обеспечение занятости путем создания рабочих мест в государственном секторе с удовлетворительными условиями труда и оплаты.
Третья модель – европейская, основана на дорогостоящей системе пособий для безработных.