Создание и развитие группы

   Группы создаются добровольно и принудительно. В случае добровольного создания группы люди сами стремятся стать ее членами. Примером добровольной формальной группы может стать престижное учебное заведение, а добровольной неформальной группы – футбольный фан-клуб. В качестве принудительной группы в организации можно представить ничего не решающую рабочую комиссию, и члены такой группы прекрасно понимают, что кроме потерянного времени ничего такая комиссия им не даст, но, тем не менее, приказ руководителя об участии в работе этой группы необходимо выполнять.

Различают персональные и ситуационные факторы создания групп. К персональным факторам относят такие факторы как стремление найти единомышленников, желание находится среди людей, удовлетворять потребность в безопасности и покое. Важным персональным фактором создания группы является общая цель, требующая совместных интеллектуальных или физических усилий. Создание групп в интересах тех людей, которые хотят стать их лидерами и оказывать влияние на поведение членов групп.

Ситуационные факторы имеют место при стихийном создании условий возникновения группы (проживание членов группы на одних территориях, работа в одной организации, выезд на отдых, в путешествия, в командировки и т.д.). В таких ситуациях создание группы начинается со знакомства и общения ее членов. Как, правило, группы созданные на основании ситуационных факторов являются временными группами.

Группы в своем развитии проходят несколько стадий. Степень развития группы определяется сложившейся структурой, сплоченностью ее членов, четким распределением обязанностей, наличием признанных лидеров, налаженными деловыми и личными контактами.

Первая стадия в развитии группы – это стадия формирования группы. В этой стадии происходит добровольный или директивный отбор членов команды, определение целей, установление базовых норм и правил, рост численности. Для стадии формирования группы характерны хаотичность и нестабильность, которые могут быть быстро преодолены формальным или неформальным лидером.

На второй стадии в группе начинают проявляться несогласие, недопонимание и сопротивление. Это конфликтная стадия, стадия «притирки». Появляются различные мнения, специфические интересы, иные приоритеты. На этой стадии лидер группы подвергается испытанию на прочность, группа может разделиться на несколько подгрупп и даже сменить лидера.
Если группа успешно преодолеет все конфликты и разногласия, то она перейдет в третью стадию – стадию согласованности. Это вполне комфортная стадия существования группы. В этот период в группе признаются общепринятые нормы, между членами группы достигается консенсунс, возникает взаимное доверие и сплоченность, все условия для стабильной работы.

Группа может достичь и четвертой стадии развития – стадии эффективности. Эта стадия начинается с переоценки ценностей группы, возможно возникновения проблем межличностного общения, появляется осознание наличия иных, порой замалчиваемых проблем развития группы. Открытое обсуждение, переосмысление всего негативного, мешающего успешной работе группы, нужные действия по радикальному оздоровлению ситуации ведут к созданию зрелой и по настоящему эффективной группы.

Но рано или поздно в жизненном цикле группы приходит пятая стадия – стадия расформирования. Группа свою задачу выполнила и расформировывается. Приобретенный в группе опыт работы позволит ее членам быстрее и качественнее преодолевать трудности первой и второй стадии развития уже новых групп.