Роли членов группы

   Теория ролей говорит о необходимости пояснения людям ожидаемого от них поведения. Роль – это сумма ожиданий окружающих по отношению к занимающему определенную позицию человеку.
В организации термин роль (или должностные обязанности) описывает то, как должны поступать люди при выполнении свой работы. Сталкиваясь с какой-либо ситуацией в жизни и пытаясь с нею справиться, человек вынужден самостоятельно играть подходящую для данного случая роль. Роли, которые люди играют на работе, дома, в компании друзей – это ролевой набор. У людей есть свои ожидания относительно ролей других, и, если эти ожидания оправдываются, они будут с успехом исполнять собственную роль.
Когда люди не четко понимают собственную роль, не знают, чего от них ожидают, или не видят, как справиться со своей ролью, они теряют уверенность в себе.
Для того чтобы понять структуру группы и происходящие в ней процессы, необходимо определить какие роли исполняют члены группы. Для того чтобы сформировать команду, то есть формальную, сплоченную, эффективную группу необходимо подобрать оптимальный набор сотрудников с четко очерченными ролями.
Американский исследователь Мередит Белбин в 80-х годах прошлого столетия осуществил наблюдения нескольких сотен групп в процессе их работы. По результатам этих наблюдений был сделан вывод о том, что поведение каждого члена команды может соответствовать одной из следующих девяти ролей:
• исполнитель – дисциплинированный, надежный, эффективный, консервативный и практичный сотрудник,
• координатор – зрелый, уверенный, четко формулирующий цели, продвигающий решения, делегирующий полномочия руководитель,
• организатор – динамичный руководитель, бросает вызов, оказывает давление,
• генератор – сотрудник, обладающий богатым воображением, умеющий решать нестандартные проблемы,
• искатель – гибкий, коммуникабельный сотрудник,
• математик – рассудительный, проницательный, обладающий стратегическим мышлением сотрудник,
• командный «игрок» — умеющий слушать, дипломатичный и компромиссный сотрудник,
• финишер – старательный, добросовестный, замечающий ошибки, упущения, способный к контролю сотрудник,
• специалист – профессионал в узкой области знаний.
Сбалансированность ролей участников группы – залог ее успешной деятельности. Наиболее преуспевающими в выполнении заданий являются команды, в которых преобладали практичные и реалистичные исполнители. Очень важна роль одного из возможных руководителей группы — координатора или организатора. Также совершенно необходим генератор, как творческий источник здравых идей.
Команды, решающие специфические, ответственные задачи кроме перечисленных ролей нуждаются в математике и финишере. Очень хорошо, когда в группе присутствует командный «игрок». Он существенно понижает возможность возникновения разногласий и конфликтов. Искатель интересен для команды тем, что способен привнести свежие идеи из-за пределов группы.
Динамика ролевого поведения члена группы характеризуется тремя этапами: понимание роли, принятия роли и исполнения роли. На первом этапе человек должен понять чего от него хотят, и какие требования ему предъявляют. После того как человек понял роль, он должен ее принять или отклонить, как не соответствующую его индивидуально-психологическим особенностям.
Принятие роли сопровождается процессом обучения новым функциям, выработки определенных позиций, стиля поведения и общения. Исполнение роли имеет две стороны – собственно поведение человека, исполняющего роль, и оценка окружающих. Последняя производится как самим членом группы в виде самооценки, так и другими членами группы.
При распределении ролей в группе возникают множество проблем. Не всегда учитываются индивидуальные особенности человека. Не всегда роль члена группы четко очерчивается. Иногда роли дублируются, или, наоборот, какие-то задания никем не выполняются.
Двусмысленность и конфликт ролей – характерные проблемы, с которыми сталкиваются группы в процессе распределения ролей. Двусмысленность появляется тогда, когда члены группы не уверены в том, какой тип поведения повлечет за собой признание, а какой наказание. Конфликты ролей возникают, если член группы с трудом может совместить противоречащие друг другу требования разных ролей.