Роли членов группы
Теория ролей говорит о необходимости пояснения людям ожидаемого от них поведения. Роль – это сумма ожиданий окружающих по отношению к занимающему определенную позицию человеку.
В организации термин роль (или должностные обязанности) описывает то, как должны поступать люди при выполнении свой работы. Сталкиваясь с какой-либо ситуацией в жизни и пытаясь с нею справиться, человек вынужден самостоятельно играть подходящую для данного случая роль. Роли, которые люди играют на работе, дома, в компании друзей – это ролевой набор. У людей есть свои ожидания относительно ролей других, и, если эти ожидания оправдываются, они будут с успехом исполнять собственную роль.
Когда люди не четко понимают собственную роль, не знают, чего от них ожидают, или не видят, как справиться со своей ролью, они теряют уверенность в себе.
Для того чтобы понять структуру группы и происходящие в ней процессы, необходимо определить какие роли исполняют члены группы. Для того чтобы сформировать команду, то есть формальную, сплоченную, эффективную группу необходимо подобрать оптимальный набор сотрудников с четко очерченными ролями.
Американский исследователь Мередит Белбин в 80-х годах прошлого столетия осуществил наблюдения нескольких сотен групп в процессе их работы. По результатам этих наблюдений был сделан вывод о том, что поведение каждого члена команды может соответствовать одной из следующих девяти ролей:
• исполнитель – дисциплинированный, надежный, эффективный, консервативный и практичный сотрудник,
• координатор – зрелый, уверенный, четко формулирующий цели, продвигающий решения, делегирующий полномочия руководитель,
• организатор – динамичный руководитель, бросает вызов, оказывает давление,
• генератор – сотрудник, обладающий богатым воображением, умеющий решать нестандартные проблемы,
• искатель – гибкий, коммуникабельный сотрудник,
• математик – рассудительный, проницательный, обладающий стратегическим мышлением сотрудник,
• командный «игрок» — умеющий слушать, дипломатичный и компромиссный сотрудник,
• финишер – старательный, добросовестный, замечающий ошибки, упущения, способный к контролю сотрудник,
• специалист – профессионал в узкой области знаний.
Сбалансированность ролей участников группы – залог ее успешной деятельности. Наиболее преуспевающими в выполнении заданий являются команды, в которых преобладали практичные и реалистичные исполнители. Очень важна роль одного из возможных руководителей группы — координатора или организатора. Также совершенно необходим генератор, как творческий источник здравых идей.
Команды, решающие специфические, ответственные задачи кроме перечисленных ролей нуждаются в математике и финишере. Очень хорошо, когда в группе присутствует командный «игрок». Он существенно понижает возможность возникновения разногласий и конфликтов. Искатель интересен для команды тем, что способен привнести свежие идеи из-за пределов группы.
Динамика ролевого поведения члена группы характеризуется тремя этапами: понимание роли, принятия роли и исполнения роли. На первом этапе человек должен понять чего от него хотят, и какие требования ему предъявляют. После того как человек понял роль, он должен ее принять или отклонить, как не соответствующую его индивидуально-психологическим особенностям.
Принятие роли сопровождается процессом обучения новым функциям, выработки определенных позиций, стиля поведения и общения. Исполнение роли имеет две стороны – собственно поведение человека, исполняющего роль, и оценка окружающих. Последняя производится как самим членом группы в виде самооценки, так и другими членами группы.
При распределении ролей в группе возникают множество проблем. Не всегда учитываются индивидуальные особенности человека. Не всегда роль члена группы четко очерчивается. Иногда роли дублируются, или, наоборот, какие-то задания никем не выполняются.
Двусмысленность и конфликт ролей – характерные проблемы, с которыми сталкиваются группы в процессе распределения ролей. Двусмысленность появляется тогда, когда члены группы не уверены в том, какой тип поведения повлечет за собой признание, а какой наказание. Конфликты ролей возникают, если член группы с трудом может совместить противоречащие друг другу требования разных ролей.
Когда люди не четко понимают собственную роль, не знают, чего от них ожидают, или не видят, как справиться со своей ролью, они теряют уверенность в себе.
Для того чтобы понять структуру группы и происходящие в ней процессы, необходимо определить какие роли исполняют члены группы. Для того чтобы сформировать команду, то есть формальную, сплоченную, эффективную группу необходимо подобрать оптимальный набор сотрудников с четко очерченными ролями.
Американский исследователь Мередит Белбин в 80-х годах прошлого столетия осуществил наблюдения нескольких сотен групп в процессе их работы. По результатам этих наблюдений был сделан вывод о том, что поведение каждого члена команды может соответствовать одной из следующих девяти ролей:
• исполнитель – дисциплинированный, надежный, эффективный, консервативный и практичный сотрудник,
• координатор – зрелый, уверенный, четко формулирующий цели, продвигающий решения, делегирующий полномочия руководитель,
• организатор – динамичный руководитель, бросает вызов, оказывает давление,
• генератор – сотрудник, обладающий богатым воображением, умеющий решать нестандартные проблемы,
• искатель – гибкий, коммуникабельный сотрудник,
• математик – рассудительный, проницательный, обладающий стратегическим мышлением сотрудник,
• командный «игрок» — умеющий слушать, дипломатичный и компромиссный сотрудник,
• финишер – старательный, добросовестный, замечающий ошибки, упущения, способный к контролю сотрудник,
• специалист – профессионал в узкой области знаний.
Сбалансированность ролей участников группы – залог ее успешной деятельности. Наиболее преуспевающими в выполнении заданий являются команды, в которых преобладали практичные и реалистичные исполнители. Очень важна роль одного из возможных руководителей группы — координатора или организатора. Также совершенно необходим генератор, как творческий источник здравых идей.
Команды, решающие специфические, ответственные задачи кроме перечисленных ролей нуждаются в математике и финишере. Очень хорошо, когда в группе присутствует командный «игрок». Он существенно понижает возможность возникновения разногласий и конфликтов. Искатель интересен для команды тем, что способен привнести свежие идеи из-за пределов группы.
Динамика ролевого поведения члена группы характеризуется тремя этапами: понимание роли, принятия роли и исполнения роли. На первом этапе человек должен понять чего от него хотят, и какие требования ему предъявляют. После того как человек понял роль, он должен ее принять или отклонить, как не соответствующую его индивидуально-психологическим особенностям.
Принятие роли сопровождается процессом обучения новым функциям, выработки определенных позиций, стиля поведения и общения. Исполнение роли имеет две стороны – собственно поведение человека, исполняющего роль, и оценка окружающих. Последняя производится как самим членом группы в виде самооценки, так и другими членами группы.
При распределении ролей в группе возникают множество проблем. Не всегда учитываются индивидуальные особенности человека. Не всегда роль члена группы четко очерчивается. Иногда роли дублируются, или, наоборот, какие-то задания никем не выполняются.
Двусмысленность и конфликт ролей – характерные проблемы, с которыми сталкиваются группы в процессе распределения ролей. Двусмысленность появляется тогда, когда члены группы не уверены в том, какой тип поведения повлечет за собой признание, а какой наказание. Конфликты ролей возникают, если член группы с трудом может совместить противоречащие друг другу требования разных ролей.