Корпоративный дух

Корпоративный дух – это своеобразный «духовный цемент», который крепко соединяет в одно целое активную организационную жизнь. Корпоративный дух – это душа и вера организации, это ее религия и идеология.
Корпоративный дух является совокупностью духовных свойств организации (идей, ценностей, мотивов, стремлений, ожиданий), а также задач и функций реализуемых в организации. Он создает духовно-эмоциональный фон жизнедеятельности компании, проявляющийся в морально-психологическом климате, в настроении и самочувствии работников и тем самым существенно влияет на их трудовое поведение. Степень силы корпоративного духа в значительной мере определяет динамику и эффективность функционирования современной организации. Только обладая сильным корпоративным духом, организация может достичь намеченной позиции на рынке и делового успеха.
Формирование корпоративного духа, разработка корпоративной религии осуществляется через ряд шагов:
• выяснение того, какой видит компанию внешний мир, внешнее окружение. Определяются реальные ценности, которыми отличается компания в глазах окружающих.
• выяснение того, как компания выглядит изнутри, какой ее видят сотрудники. Описывается внутренняя культура, исходя из истории компании и ее реальных ценностей.
• выяснение того, какой компания видит себя в будущем. Уточняется миссия, определяются корпоративные цели руководства.
• формулирование на основе первых трех шагов корпоративной концепции, четко определяющей связь между продуктом, имиджем, внутренними ценностями,
• тестирование корпоративной концепции, ее обоснованность и прозрачность проверяется внутри и вне организации,
• разработка маркетинговой стратегии, способной транслировать корпоративную концепцию в желаемое положение на рынке,
• разработка и подробное описание корпоративной идеологии.
Сегодня понятие «корпоративный дух» больше воспринимается как показатель единства преданности идеалам организации и чувства приверженности ей. Сплоченная организация, обладающая корпоративным духом, представляется как сыгранный музыкальный коллектив. Допустим, корпоративный дух — это сумма индивидуальных оценок сотрудниками своей компании. Если оценки отличные, то корпоративный дух высок. Если сотрудники подчиняют собственные взгляды позиции компании, то дух будет высок. Если ценности сотрудников совпадают с ценностями компании, то дух также будет высок.
Понятие «корпоративный дух» в настоящее время активно культивируется в большинстве крупных компаний в различных странах, но в японском бизнесе он считается одним из ключевых и воспринимается как показатель единства преданности идеалам организации и чувства приверженности ей. Корпоративный дух фирмы в Японии воспитывается через систему приобщения работника к делам фирмы, к ее атмосфере, задачам и миссии. Рабочий день в японских фирмах, как правило, начинается с построения работников и напутствия руководства, что играют огромную стимулирующую роль. Большое внимание руководство компании уделяет мерам по установлению доверительных отношений с персоналом. Доверие, считают японцы, порождает ответное доверие. Руководство японских фирм твердо убеждено в том, что потраченные на рабочих средства и внимание к ним компенсируются той отдачей, которую фирма получает от рабочего, пропитанного корпоративным духом. Более того, активность фирмы служит ей отличной рекламой, привлекающей молодые и способные кадры, от которых во многом зависят будущие успехи. Корпоративный дух, проявляющийся в преданности работников идеалам фирмы, выступает в Японии и как цель, и как средство управления. Японский менеджмент не жалеет усилий для поддержания этого духа на должной высоте, а японское трудолюбие только укрепляет его.