Корпоративные слухи

Корпоративные слухи являются одним из видов устной актуальной информации в информационном пространстве компании. Это специфический способ межличностных коммуникаций, в результате которых реальные или вымышленные события становятся достоянием широкой аудитории. Слухи могут быть как истинными, так и ложными. Они возникают из анонимных источников и распространяются по неформальным каналам, приобретая при этом форму суждений, оценок и прогнозов.
В отличие от официальной информации слухи не обладают достаточной надежностью и возникают при дефиците или недоверии к информации, идущей от руководства. Типичными темами распространяемых слухов являются предстоящее сокращение, возможные изменения в структуре организации или изменения в руководстве компании, ожидаемое повышение заработной платы, реорганизация фирмы и др.
Одним из источников корпоративных слухов может стать искажение информации, возникающее в многоуровневой иерархической цепочке руководитель – исполнитель при передаче информации в устной форме.
Распространению слухов благоприятствуют члены организации вольно или невольно выполняющие определенные коммуникационные роли. Различают роли распространителя слухов, интерпретатора слухов, скептика или сомневающегося в достоверности слухов, сторонника или верящего в достоверности слухов и, наконец, исполнителя, т.е. члена организации готового действовать в соответствии со слухами.
Когда один член организации сообщает что-либо неофициальное другому, то может возникнуть эффект быстрого распространения информации по неформальным каналам, которые часто называют «виноградной гроздью». При этом скорость такого способа распространения информации значительно превышает скорость распространения информации по формальным каналам, а достоверность информации передаваемой по неформальным каналам в среднем достигает 80%.
Опытный руководитель может использовать канал слухов для прогнозирования реакции членов организации на то или иное управленческое решение, для подготовки коллектива к какому-либо важному событию, для получения обратной связи и др.
Организации могут быть заражены негативными слухами и понести серьезный урон из-за них. Особый вид слухов – это умышленно распространяемые в рамках конкурентной борьбы, с целью подорвать имидж фирмы, нанести ей материальный ущерб. В случае рождения слухов, имеющих для организации разрушительную силу, необходимо:
• определить природу слухов – информационный голод, важность события, конкурентная борьба,
• определить источник информации,
• остановить распространение слухов.
Методы прекращения распространения негативных слухов определяются природой и источниками слухов. Такими методами может стать:
• ликвидация информационного голода, разъяснительная работа,
• привлечение авторитетного источника, опровергающего слухи,
• игнорирование слухов,
• отвлечение общественного мнения на другую актуальную и важную для компании проблему.