Тектологическая теория организации

  Александр Александрович Богданов – выдающийся русский ученый и энциклопедист в 1920-х годах предложил ряд интересных идей в теории организации. В 1925 году была опубликована его монография «Всеобщая организационная наука (тектология)» в которой он попытался заложить основы специальной науки систематизирующей и развивающей организационный опыт человечества.
Еще в своем докладе на Первой Всероссийской конференции по НОТ в 1921 году Богданов убедительно обосновал идею необходимости создания организационной науки, которую он в дальнейшем называл тектологией, хорошо понимая, что планомерная организация хозяйства в масштабе целой страны возможна только на строго научной основе, на основе обобщенного в науку организационного опыта. До последнего времени, говорил докладчик, никто даже не пытался систематизировать организационный опыт человечества в целом. Он накапливался главным образом стихийно, в виде народной мудрости. Наибольшая доля достижений в области руководства умирала вместе с личностью организатора – таланта или гения, и только ничтожная часть этого опыта сохранялась и переходила в традицию.
Тектология, по мнению Богданова, должна изучать общие организационные принципы и законы, по которым протекают процессы организации во всех сферах органического и неорганического мира. Эти принципы и законы действуют в технике (организация вещей), в экономике (организация людей), в идеологии (организация идей).
А.А.Богданов сделал попытку сформулировать основные понятия и методы организационной науки. Для тектологии первые основные понятия, это – понятия об элементах и об их сочетаниях. Элементами являются активности и сопротивления. Активность – это какая-либо единица труда (например, один работник). Сопротивления – это потери при сочетании активностей. Сочетания могут быть трех типов: комплексы организованные (общий результат совместной работы активностей больше простой суммы работ отдельных активностей), комплексы дезорганизованные (общий результат совместной работы активностей меньше простой суммы работ отдельных активностей из-за наличия сопротивлений) и нейтральные (общий результат совместной работы активностей равен простой сумме работ отдельных активностей).
Богданов высказал ряд интересных мыслей о структурной устойчивости организационных систем, о необходимости применения математического аппарата при анализе организации. Он выдвинул идею «биорегуляторов», родственную понятию «обратных связей» в кибернетике, а также предложил два основных организационных механизма – формирующий и регулирующий.
Формирующий механизм включает в себя такие компоненты, как коньюгация (соединение комплексов), ингрессия (вхождение элемента одного комплекса в другой) и дезингрессия (распад о комплекса). Соединение комплексов является основой организационного развития, выступая в форме сотрудничества, делового общения, обмена продуктами между организациями и т.д.
Регулирующий механизм призван осуществить подбор наилучшего сочетания элементов. Подбор может быть и положительным и отрицательным. При положительном подборе осуществляется развитие комплексов, при отрицательном — происходит их упадок.
Интерес представляет и сформулированный ученым тектологический закон наименьших, в силу которого «прочность цепи определяется наиболее слабым из ее звеньев». Здесь идет речь о том, что расширение организационного целого зависит от наиболее отстающей его части. Известно, что именно идея «наиболее слабого звена» позднее легла в основу разработки методов сетевого планирования и управления. С законом наименьших связаны и другие идеи Богданова, в частности постановка вопроса о равновесии (сбалансированности и пропорциональности) между различными частями, элементами любой системы, в том числе организации.
Модель организационного устройства А.Богданова носит универсальный характер и может применяться к познанию безграничного диапазона процессов и явлений, происходящих как в природе, так и в обществе, но в то же время она слишком абстрактна и вследствие этого не получила широкого распространения в теории и практике управления.