Организационные потери и невидимое предприятие

   Организационные потери – это любая деятельность (или бездеятельность), осуществляемая в рамках организации, которая потребляет ресурсы, но не создает ценности для потребителя. Организационные потери встречаются везде, на всех уровнях организационной иерархии.   Достаточно внимательно просто посмотреть на то, как протекает простой рабочий день в любой типичной организации. Когда начинаешь заниматься конкретно данным анализом, то поражаешься, сколько вокруг потерь, и какой потенциал совершенствования организации лежит буквально на поверхности.
1. Потери, вызываемые неудовлетворительной организацией производства. Эти потери генерируют выполнение ненужной и избыточной работы, отвлекают материальные и финансовые ресурсы, ведут к потере клиентов и снижению их удовлетворенности. Причинами таких потерь являются:
• вариабельность или разнообразие — низкая степень стандартизации и унификации продукта и процессов,
• перепроизводство – то есть производство большего объема или быстрее, чем это требуется на следующем этапе процесса,
• несбалансированные запасы – любое избыточное или недостаточное поступление сырья и комплектующих деталей,
• незавершенное производство – объекты, на которые истрачены ресурсы и которые пока не дают отдачу,
• дефектный продукт или брак – продукция, требующая проверки, утилизации, понижения сортности, замены или ремонта,
• простои оборудования, вызванные его неисправностью,
• дополнительная обработка или перемещение – дополнительное усилие, которое не увеличивает прибавочной стоимости изделия или услуги,
• ожидание и низкая скорость процессов – перерывы в процессах, связанные с ожиданием материалов, рабочей силы, оборудования или информации. Большая часть материалов в производственном процессе проводит в среднем 95% всего времени в ожидании. Аналогичная ситуация в отношении информации и документов имеет место в офисных процессах.
• потери при транспортировке – нерациональная транспортировка материалов и перевозка людей.
2. Потери, вызываемые неудовлетворительной организацией труда. Это потери, связанные с неэффективным выполнением работы и нерациональным использованием рабочего времени. Они определяются:
• состоянием рабочих мест — их захламленность и наличие требуемого оборудования и инструментов,
• наличием ручного труда – степень автоматизации процессов,
• режимом рабочего времени – сбалансированность графиков работы,
• наличием описания выполняемых операций – оптимальные карты процессов.
3. Потери, вызываемые низкой квалификацией сотрудников, их неудовлетворительной мотивацией, а также отсутствием трудовой дисциплины. Это потери, связанные с некачественным обслуживанием клиентов и неэффективным использованием различных ресурсов, которыми управляют сотрудники.
4. Потери, вызываемые неэффективной стратегией организации или ее отсутствием. Это потери, которые, в конечном счете, могут привести к уходу из рынка.
5. Потери, вызываемые неэффективной организационной структурой компании, структурой, которая не соответствует стратегическим целям компании.
6. Прочие потери. Это потери, вызванные различными непродуманными действиями руководителей и сотрудников. Например:
• по применению дешевого и некачественного сырья и материалов,
• по применению дорогостоящих нововведений без надлежащего анализа,
• по нерациональному сокращению штатов, приводящему к тому, что некоторые нужные функции не выполняют или выполняют плохо,
• по аутсорсингу ключевых операций и т.д.
Наличие в любой организации разнообразных потерь можно представить в виде невидимого предприятия, потребляющего теряемые этой организацией человеческие, материальные и финансовые ресурсы. Чем больше уровень организационных потерь, тем больших размеров невидимое предприятие присутствует в данной организации. Когда невидимое предприятие достигает критической отметки, организация прекращает свою деятельность. Проблема невидимого предприятия является постоянно актуальной и поэтому весь арсенал, известных на сегодня знаний в области операционного менеджмента, HR – менеджмента, финансового менеджмента необходимо системно использовать для выявления и ликвидации организационных потерь.