Реинжиниринг или непрерывная оптимизация бизнес – процессов

Под термином «инжиниринг» принято понимать набор приемов и методов, которые компания использует для проектирования бизнеса в соответствии с актуальными стратегическими целями, стоящими перед ней.
Термин «реинжиниринг бизнес-процессов» (РБП) предполагает радикальное перепроектирование бизнес-процессов, создание их вновь. Реинжиниринг часто называют инновацией процесса. Он олицетворяет идею реинтеграции отдельных производственных операций в единый процесс, именуемый бизнес-процессом. При этом функциональная компания преобразуется в процессную. Полностью меняется облик организации, начиная от наименования должностей сотрудников и заканчивая корпоративной культурой. Фактически организация должна строиться с чистого листа.
Термин «непрерывная оптимизация бизнес-процессов» обозначает постепенное и последовательное улучшение бизнес-процессов (отдельных частей бизнес-процессов) посредством их описания, рационализации, моделирования, внедрения и неуклонного исполнения в рамках существующих функциональных организационных структур. В последнее время для этих целей используется термин «непрерывный менеджмент процессов» (НМП).
Авторы концепции реинжиниринга бизнес-процессов М.Хаммер и Д.Чампи не допускали в своих работах возможности успешной оптимизации бизнес-процессов и не принимали всерьез половинчатый переход к бизнес-процессам.
Тем не менее существует большое количество компаний, которые улучшение своей деятельности связывают не с реинжинирингом бизнес-процессов, а с непрерывной их оптимизацией. Ряд авторов (например С.Нойманн и К.Пробст) опубликовали интересные работы посвященные непрерывному менеджменту процессов.
Непрерывный менеджмент процессов имеет немало преимуществ в сравнении с реинжинирингом. НМП может хорошо адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды в то время как в проектах по РБП отсутствует долгосрочная стратегическая адаптируемость. Успехи РБП достигаются, как правило, при процессах умеренной сложности. При сложных процессах, касающихся глубоких структурных проблем успеха можно достичь только в ходе долгосрочных эволюционных преобразований через непрерывный менеджмент процессов.
НМП позволяет учитывать при реструктуризации процессов влияние ресурсов организации и рынка. Постепенные пошаговые преобразования при НМП надежно закрепляют процессный подход в сознании сотрудников и руководящих работников компании. Мониторинг и контроллинг процессов можно реализовать только при постепенном осуществлении процессно-ориенрованной реорганизации предприятия.
Непрерывная оптимизация бизнес-процессов является отличной альтернативой реинжинирингу бизнес-процессов. Особенно НМП актуально для оптимизации бизнес-процессов в крупных организациях имеющих множество сложных процессов. Но наилучший эффект происходит в случае комбинации реинжиниринга бизнес-процессов как первого этапа построения процессной организации и непрерывного менеджмента процессов на втором этапе построения процессной организации.