Производственная стратегия и приоритеты

   В 1960–х – 1970-х годах сначала в Японии, а затем и в США возник пристальный интерес к операциям (в первую очередь в производственной сфере), так как появилось понимание того, что операционные процессы могут стать источником конкурентного преимущества. Интерес к операциям позволил создать целый арсенал теоретических концепций и успешно реализованных инструментов на практике, применение которых в каждом конкретном случае требует разработки адекватной операционной стратегии.
Операционная или производственная стратегия, являясь основной частью корпоративной стратегии, состоит в разработке общей политики и планов наиболее эффективного использования ресурсов компании. Производственная стратегия связана с разработкой производственного процесса и инфраструктуры, необходимой для его поддержания. Разработка производственного процесса – это выбор технологии, составление графика процесса, определение товарно-материальных запасов, а также способа реализации этого процесса. Инфраструктурные решения касаются систем планирования и управления, а также управления качеством.
При разработке производственной стратегии исходят из возможных в данной ситуации операционных и конкурентных приоритетов, известных по работам С.Уикхема Скиннера из Гарвардской бизнес-школы, а также Терри Хилла из Лондонской бизнес-школы. Такими приоритетами могут стать: низкие издержки производства, качество продукции, сроки выполнения заказа, надежность поставок, надежность продукции, способность реагировать на изменение спроса, гибкость и скорость освоения новой продукции, послепродажная поддержка, многовариантность характеристик продукта (вес, размер, цветовое оформление и др.).
Неоднократные исследования значимости приоритетов для различных видов бизнеса говорят о том, что стабильно, в течение последних 20 лет наиболее важными во всем мире признаются три приоритета: соответствие качества продукции техническим требованиям, надежность продукции и сроки выполнения заказов.
Производственная стратегия с одной стороны связана с маркетинговой стратегией, а с другой — опирается на финансовую стратегию и стратегию в области управления человеческими ресурсами.
Основные цели производственной стратегии заключаются, во-первых, в определении на основе приоритетов конкретных требований к операциям и, во-вторых, в разработке планов, гарантирующих, что возможности производства окажутся достаточными для выполнения этих требований.
В процессе разработки производственной стратегии происходит сегментация продуктов путем объединения различных групп продукции наиболее схожих по предъявляемым к их производству требованиям или наиболее схожих по характеристикам рынка сбыта этой продукции.
Исходя из этого, компания принимает решения по количеству организационных единиц, организационной структуре.