Система организации рабочего места «пять S»

К основным видам потерь при производстве относятся: нерационально организованный технологический процесс, лишние движения работников, производственные сбои, избыточные запасы, неоптимальные перевозки, простои оборудования и др.
Система организации рабочего места «пять S» в первую очередь предназначена для устранения потерь вызываемых лишними движениями работников. Кроме этого косвенно она влияет на уменьшение других видов потерь. Главной целью системы «пять S» является элементарное наведение чистоты и порядка на всех производственных и офисных рабочих местах компании и поддержание такого состояния рабочих мест в дальнейшем. Вторая важная цель внедрения системы «пять S» — психологическая подготовка работников компании к осуществлению предстоящих качественных изменений в компании. Любой предприниматель, собирающийся начать бизнес с минимальными вложениями, должен владеть методологией «пять S».
Система «пять S» была предложена еще в середине ХХ столетия известным японским теоретиком и практиком организации производства Иосикавой. Система включает в себя пять следующих принципов и этапов реализации, каждый из которых по-японски начинается с буквы «С»:
• Сеири – (сортировка). Цель этапа – отделение «нужных» инструментов, деталей и документов от «ненужных», а также от «ненужных срочно». При этом «ненужные срочно» и «ненужные» убираются в соответствии с установленным порядком.
• Сейтон – (организация). Цель этапа – рациональное размещение нужных инструментов, деталей и документов. Расположение инструментов, деталей и документов на рабочем месте должно быть такое, чтобы с ними было удобно работать, чтобы обеспечивались быстрота и безопасность доступа к ним.
• Сейсо – (чистота). Цель этапа — поддержка чистоты на рабочем месте, поддержка чистоты закрепленного оборудования и механизмов, поддержка чистоты и эстетического вида на территории и помещениях компании.
• Сейкецу – (стандартизация). Цель этапа – фиксирование в письменном виде правил достижения сеири, сейтон и сейсо, а также наглядное представление этих правил в виде рисунков, схем и указателей.
• Сицуке – (самодисциплина). Цель этапа – закрепление ответственности каждого работника, выработка у персонала правильных привычек, обеспечение безусловного выполнения всеми работниками требований системы «пять S».
Система «пять S» позволяет компании практически без капитальных затрат и достаточно быстро продвинуться в следующих направлениях:
• повышение дисциплинированности и ответственности персонала, рост его удовлетворенности,
• повышение надежности и качества работы закрепленного за работниками оборудования,
• увеличение удовлетворенности клиентов и рост конкурентоспособности компании.