Корпоративная система качества «шесть сигм»

«Шесть сигм» базируется на математико-статистических методах контроля данных и является методологией совершенствования организации производства через выявление и устранение дефектов. Каждый дефект способен не только снижать качество продукта, но и генерировать дополнительные затраты, уменьшая тем самым операционную прибыль.
Существует прямая корреляция между числом дефектов продукции, уровнем производственных затрат и уровнем удовлетворенности потребителей. Таким образом, уменьшая число дефектов и повышая качество своей продукции, компания, тем самым, достигает более высоких финансовых результатов.
Корпоративная система качества «шесть сигм» была разработана в 1990-х годах и впервые внедрена в компании Motorola, затем в General Electric и других компаниях США, в том числе компаниях среднего и малого бизнеса.
Греческой буквой сигма в математической статистике обозначают среднее квадратическое отклонение какой-либо случайной величины от ее математического ожидания. Допуск на критичную для качества характеристику процесса отражается в количестве сигм, при этом, чем выше требования к допуску, тем в большем количестве сигм это отражается. Согласно действующим отечественным и международным стандартам в области машиностроения значение допуска находится в рамках трех – четырех сигм, следовательно, методология «шесть сигм» предъявляет к точности процессов очень высокие требования.
Значения уровня сигм характеризуют число дефектов на миллион возможностей.
1 уровень сигм (наиболее низкий) предполагает 690 000 дефектов на миллион возможностей и, соответственно, выход годного продукта в размере 31% от общего объема производства продукта
2 уровень сигм – 308 537 дефектов, 69,2% годного продукта,
3 уровень сигм – 66 807 дефектов, 93,32% годного продукта,
4 уровень сигм – 6 210 дефектов, 99,379% годного продукта,
5 уровень сигм – 233 дефекта, 99,977% годного продукта,
и, наконец, самый высокий 6 уровень сигм, допускающий всего 3,4 дефекта на миллион возможностей и выход годного продукта в размере 99,9997%.
Для того, чтобы обеспечить столь маленькое число дефектов, современная компания должна осуществлять свою деятельность с учетом принципов системы качества «шесть сигм» используя наиболее эффективные существующие инструменты и методы управления качеством,
Корпоративная система качества «шесть сигм» характеризуется следующими принципами:
— клиентоориентированность (определение ценности для клиента по данному продукту, непрерывное стремление к повышению удовлетворенности клиента),
— нацеленность на конкретные финансовые результаты (повышение качества — не выполнение морального долга, а получение осязаемой финансовой выгоды),
— вовлечение в процесс высшего руководства компании (повышение качества возможно только при прямом участии генерального директора в реализации системы «шесть сигм»),
— приверженность сотрудников (не менее 1% сотрудников участвуют в реализации системы качества на условиях полной занятости, остальные работники обучены и активно поддерживают внедрение системы «шесть сигм», корректируется организационная культура),
— иерархичность инфраструктуры («чемпион» программы «шесть сигм», «чемпионы» подразделений компании, владельцы процесса, члены команды по внедрению системы – «черные и зеленые пояса»).
В системе качества «шесть сигм» используются наиболее эффективные и известные к настоящему времени инструменты и методы управления качеством, которые делятся на 5 групп.
• Инструменты генерации идей и структурирования информации (мозговой штурм, диаграмма SIPOC, диаграмма причин и результатов).
• Инструменты сбора данных (выборочный метод, контрольные листы).
• Инструменты анализа процесса и данных (графики и диаграммы, диаграмма Парето, гистограмма, график трендов).
• Инструменты статистического анализа (корреляция и регрессия, планирование эксперимента).
• Инструменты реализации решения и управления процессом (методы управления проектами, анализ последствий отказов – FMEA, диаграмма поля сил, сбалансированная система показателей).