Эволюция компенсационных экономических теорий

    Разрабатываемые в различных странах мира на протяжении ряда столетий экономические теории оказали значительное влияние на теорию и практику компенсаций за труд. Огромное многообразие практических реализаций компенсационных систем, которые встречаются в реальном мире, основывается на изложенных в статье экономических теориях.
Основные компенсационные экономические теории — это пять больших групп теорий — теории социального заработка, теории контролируемых заработков, теории оправданных заработков, экономические теории поведения, организационно экономические теории.
1. Теории социального заработка являются классическими теориями заработков, объясняющие, почему общество должно платить его членам, исходя из их потребностей или прав. При этом во внимание не принимается способности работников, количество и качество выполняемыми ими работы.
Теория заработков, обеспечивающих прожиточный минимум, была предложена Давидом Риккардо в 1817 году. Основная мысль теории заключается в том, что каждый член общества помимо жилья должен быть обеспечен минимальным и достаточным для существования набором продуктов, одежды и т.д. В случае превышения доходов работника уровня прожиточного минимума, он сможет произвести потомство, что автоматически приведет к увеличению количества рабочей силы и, соответственно, к снижению уровня его доходов.
 Теория справедливой цены была разработана в Древней Греции Платоном и Аристотелем и говорила о том, что общество обязано представить каждому родившемуся человеку такой уровень компенсации за труд, какой был у его родителей в момент рождения данного человека.
Теория справедливого заработка упрочилась в средневековой Европе. Ее возникновение связывают с Фомой Аквинским. Она позволяла работникам, выполнявшим более интеллектуальную работу (зодчие, художники, ремесленники, врачи и др.) иметь уровень компенсаций и выше прожиточного минимума, и выше того уровня, который был на момент их рождения.
 Теория фонда заработков, выдвинутая Джоном С. Миллом в 1830-е годы, утверждала, что заработки наемных работников общественных организаций выплачиваются всем работникам в равных долях из некоего фонда, который накапливается в предыдущий период.
Теорию остаточного претендента  предложил в конце XIX столетия Френсис Э. Уолкор. В основе теории лежит гипотеза о том, что фонд заработной платы формируется как разница доходов и издержек. Труд является остаточным претендентом и в случае превышения издержек над доходами он не оплачивается.
Теория прибавочной стоимости Карла Маркса говорит о том, что труд является единственным источником экономической стоимости и ему должно принадлежать главенствующее право на доходы. Весь прибавок между затратами на труд и стоимостью продукции должен принадлежать не капиталисту, а рабочим, поскольку он получен в результате их эксплуатации.
2. Теории контролируемых заработков утверждают, что государство должно осуществлять определенную степень косвенного контроля над уровнями заработков. Кроме этого, эти теории увязаны с практикой занятости.
В 1930-х годах Джон М. Кейнс разработал теорию заработков при полной занятости, где высказывалась мысль о том, что полная занятость является функцией национального дохода. В качестве национального дохода выступает общий размер компенсаций плюс частные и общественные инвестиции. Таким образом, чтобы поддерживать полную занятость в стране правительственные органы должны управлять компенсациями и инвестициями через монетарную и налоговую политику.
Теория общего уровня заработков расширяет теорию Джон М. Кейнса. Она объясняет, как добиться полной занятости без снижения эффективности деятельности государственных и общественных институтов. Теория допускает то, что в краткосрочном аспекте общий уровень заработков может определяться решением работодателей, при этом размеры окладов работников определяются посредством переговоров между работодателем и работниками.
Теория потребления Генри Форда состоит в том, что работники, получая больший размер компенсаций, смогут покупать больше товаров, что в свою очередь позволит предпринимателям получать большую прибыль, расширять бизнес, а это будет способствовать увеличению занятости.
3. Теории оправданных заработков разъясняют, как складывается уровень компенсации отдельного работника.
Теория инвестиций Джитлмана рассматривает гипотезу, существо которой выражается в том, что компенсация за труд отдельного работника определяется ставкой прибыли на инвестиции этого работника. При этом инвестициями работника считается образование, профессия и опыт работы.
Теория учрежденческих заработков предлагает определять уровень компенсации работника в рамках определенной системы. Такая система предполагает учитывать влияние коллективного договора, изменчивость взаимосвязей уровней компенсации различных категорий работников, а также многообразие выбора лиц, принимающих решение об уровне компенсаций.
Теория предложения и спроса утверждает, что если рабочих мест немного, а предложение рабочих рук велико, то уровень компенсаций будет снижаться. И наоборот, если рабочих мест в избытке, а рабочих недостаточно, то заработки будут увеличиваться до той точки, в которой кривые спроса и предложения пересекаются.
В 1876 году Иоганн Тюрен заложил основы теории предельной продуктивности. Согласно этой теории, заработок, который выплачивается наемному работнику, должен быть равен стоимости его производительности, которую он добавляет к продукции в целом.
Теория предельной эффективности представляет собой усиление теории предельной продуктивности, согласно которой каждому работнику предоставляется благоприятная возможность увеличить размер компенсации через повышение собственной производительности.
Теория переговоров описана Джоном Дэвидсоном в конце 1890-х годов и говорит о том, что размер компенсации регулируется в процессе переговоров между работодателем и наемным работником в определенном диапазоне. Верхний предел этого диапазона определяется наивысшим заработком, который работодатель в состоянии выплачивать, а нижний предел – это самый низкий заработок, за который наемный работник не откажется работать.
4. Экономические теории поведения начали развиваться во второй половине ХХ столетия в первую очередь под влиянием развития мотивационных поведенческих теорий. Недостатком ранних экономических теорий было отсутствие поведенческих допущений.
Лейбенштейн в разработанной в 1980 году им теории Х-эффективности утверждал, что на производительность существенно влияет структура компенсационного пакета, личностные качества работника и система менеджмента организации. Дополнительные объемы продукции можно получить через оптимизацию внутренних процессов.
Разработанная Симоном теория недостаточной оптимизации утверждает, что менеджеры работают, ограничиваясь целесообразностью, и это их удовлетворяет. При этом, как правило, они не находят оптимального решения проблем в силу недостатка знаний, информации, опыта.
5. Организационные экономические теории возникли в конце ХХ столетия.
Экономическая теория операционных затрат ассоциируется с трудами Оливера Уильямсона. Центром внимания этой теории является природа обмена между работником и работодателем. Теория допускает сложность и неопределенность процессов обмена, а также потенциальную возможность конфликтного поведения сторон. Операционные затраты состоят из переговорных, мониторных и подкрепляющих затрат, которые необходимо понести, чтобы состоялся обмен между двумя сторонами. Правильно сконструированная система компенсаций уменьшает операционные затраты.
Теория агенства сконцентрирована на проблеме устранения отличий интересов акционеров, менеджмента (агентов) и наемных работников компании. Главной темой теории агентства и эффективной компенсационной политики является то, что оптимальная система компенсаций может создать условия, при которых менеджеры и наемные работники ведут себя таким образом, чтобы способствовать повышению благосостояния держателей акций.
Таким образом, даже кратко представленная в статье эволюция экономических теорий впечатляет разнообразием подходов к компенсациям и может использоваться при конструировании компенсационных пакетов современной организации.