Политика в области обучения персонала

1. Общие положения

Политика в области обучения персонала является основой для организации обучения в компании. Политика разрабатывается службой управления персонала и утверждается Правлением компании. Политика предназначена для определения приоритетов в области обучения персонала, а также методов и форм обучения, способов выявления потребностей в обучении. Политика реализует основные принципы работы с персоналом в части его обучения, изложенные в Стратегическом плане развития человеческих ресурсов компании. Данную политику должны знать и использовать в своей работе руководящие работники компании, сотрудники службы управления персоналом. С данной политикой может ознакомиться любой работник компании.

2. Термины и сокращения

3. Основные приоритеты обучения персонала

Обучение категорий сотрудников необходимых для реализации стратегических целей компании является основным приоритетом при формировании планов и бюджетов обучения.
Учитывая это, в настоящее время основным приоритетом является обучение сотрудников обеспечивающих продажи перспективных услуг, а также специалистов в области применения информационных технологий.
Все работники компании должны обучаться вне рабочего места не реже одного раза в 3 года, в учебном центре компании – один раз в год, на рабочем месте – постоянно.

4. Основные методы и формы обучения, используемые в компании

• Обучение на рабочем месте.
Применяются следующие формы обучения — демонстрация, наставничество, коучинг, планомерное приобретение опыта через ротации.
Демонстрация – метод, при котором учащимся рассказывают или показывают, как выполнить работу. Приемы выполнения работы работнику демонстрирует его непосредственный руководитель или сотрудник.
Наставничество (кураторство) ориентировано на взаимообмен жизненным и практическим опытом, поддержку и развитие сотрудника в целях его карьерного или жизненного роста. Это процесс, при котором специально отобранные и подготовленные сотрудники (наставники) дают указания и советы, помогающие прикрепленным к ним «протеже» развиваться в своей профессии.
Коучинг это процесс, способствующий реализации развития сотрудника и, следовательно, повышению компетентности и совершенствованию профессиональных навыков обучающегося. Используя методики практической психологии, коучинг фокусируется на целях и потребностях сотрудника.
Ротации позволяет расширить опыт работника путем планомерного перемещения его с одной работы на другую.
• Обучение вблизи рабочего места.
Это – рабочие инструктажи, техническая учеба, использование аудио- и видео учебных пособий, дистанционное обучение.
Рабочий инструктаж – это обучение специально подготовленным сотрудником или линейным руководителем вопросам, связанным с выполнением работы на данном виде оборудования; вопросам, связанным с обеспечением охраны труда или пожарной безопасности на конкретном рабочем месте.
Техническая учеба в компании в рамках узкоспециальных знаний осуществляется линейными руководителями в соответствии с разработанными ими программами.
Использование аудио- и видео учебных пособий предназначено для индивидуального обучения вблизи рабочего места различным конкретным элементам данного бизнес-процесса.
Программы дистанционного обучения компании адаптированы для любого уровня подготовки обучающихся и являются очень технологичными. Это обучение подготовлено опытными преподавателями, использующими наиболее современную информацию и опыт других организаций. Сотрудники помимо рабочего времени могут использовать и свое свободное время, обучаясь со своей собственной скоростью.
• Обучение в Учебном центре компании.
В учебном центре компании применяются лекции, групповые дискуссии, круговой опрос, анализ практических ситуаций, деловые и ролевые игры, бизнес-тренинги.
Лекция, являясь одним из основных методов обучения, предназначена для передачи слушателям информации запланированного содержания в отведенное для нее время. Лекции проводятся подготовленными и опытными преподавателями, которые используют наиболее современную структурированную информацию и опыт других компаний.
Групповая дискуссия позволяет активизировать обучаемых через постановку перед ними проблемного вопроса или группы вопросов по теме курса. Основными задачами дискуссии является эффективное усвоение материала и обмен опыта между обучаемыми.
Круговой опрос представляет собой активный вид занятий, состоящий из вопросов преподавателя и ответов участников обучения на один общий вопрос или на серию связанных вопросов. Его назначение – включить участников в работу, переключить на новую тему, активизировать восприятие сложного материала, обменяться практическим опытом.
Анализ практических ситуаций предназначен для обмена идеями и анализа опыта. Процедура анализа ситуации организуется в группе обучающихся. Возможен индивидуальный анализ, затем обсуждения в подгруппах и презентации результатов работы.
Деловые игры представляют собой обыгрывание группой обучающихся реальной бизнес — ситуации, включая количественные расчеты и анализ.
Ролевые игры – это разыгрывание конкретной ситуации, где ученики принимают на себя определенные роли. В ходе ролевых игр отрабатываются межличностные навыки общения, взаимодействия и управления людьми в обстановке близкой к реальной жизни. Ролевые игры дают обучающимся возможность получить совет специалиста и конструктивную критику от тренера и своих коллег в безопасной, учебной ситуации.
Бизнес-тренинги предназначены для обучения учащихся эффективно действовать в реальных бизнес-ситуациях и приобретению ими следующих навыков:
— клиентоориентированности – навыкам работы с клиентами,
— командной работы – навыкам координировать свою деятельность с коллегами,
— самоорганизации – умению организовать самого себя,
— уверенности в себе – способности выражать свои мнения и желания соответственно сложившейся ситуации.
• Обучение с отрывом от работы
Каждый работник имеет право на оплачиваемое компанией профессиональное обучение вне рабочего места продолжительностью 24 рабочих часа в год. Работник может аккумулировать это время в течение не более 3 лет и затем использовать его для обучения продолжительностью до 72 часов.

5. Основные способы выявления потребностей в обучении

В компании применяются следующие способы выявления потребностей в обучении:
• Анализ результатов собеседования и тестирования при приеме на работу новых сотрудников – способ выявляет необходимость краткосрочного обучения при приеме на работу,
• Анализ результатов адаптации новых сотрудников – способ выявляет необходимость краткосрочного обучения в период адаптации,
• Анализ результатов аттестации сотрудников – способ выявляет разрыв между фактической и требуемой квалификацией работников, позволяет составить полноценный план обучения сотрудников на квартал или год,
• Анкетирование и интервьюирование руководителей подразделений и сотрудников – способ позволяет учесть мнение всех сотрудников организации об индивидуальных потребностях в обучении и позволяет составить полноценный план обучения сотрудников на год,
• Анализ специальной внешней информации – способ позволяет учесть изменения внешней рыночной, правовой, технологической обстановки, влияет на корпоративные потребности в обучении, позволяет составить полноценный план обучения сотрудников на год или более длительный период,
• Анализ изменений состояния человеческих ресурсов внутри компании – способ позволяет учесть изменения связанные с оптимизацией численности персонала, перемещением сотрудников по горизонтали и вертикали по причинам связанным с планированием карьеры персонала или со структурными изменениями, позволяет составить полноценный план обучения сотрудников на год или более длительный период.
При выявлении потребностей также учитываются следующие положительные мотивы, влияющие на обучение работника и являющиеся полезными для организации, а именно:
• Стремление сотрудников к продвижению по службе,
• Стремление к новым знаниям и умениям,
• Стремление к уважению и признанию со стороны руководства и коллег,
• Новые полезные контакты
Линейный руководитель кандидата на обучение или специалист службы управления персоналом организации при принятии решения о целесообразности направления на обучение сотрудника должны уметь распознавать его истинные мотивы желания или нежелания обучаться (которые в некоторых случаях могут тщательно скрываться) и управлять этими мотивами в интересах организации.

6. Бюджетирование обучения

Бюджет это документ, который утверждается Советом директоров компании и содержит общий размер затрат, их состав по статья расходов с разбивкой по плановым периодам.
Целью бюджетирования расходов является оптимальное использование финансовых возможностей компании в процессе ее деятельности.
В рамках годового бюджета расходов на персонал в бюджетах структурных единиц компании отдельно планируются расходы на обучение. Расходы на обучение планируются в разрезе учебных мероприятий поквартально.
Всем территориальным структурным единицам компании устанавливается годовой размер прямых и косвенных затрат на учебные мероприятия в сумме 3% от фонда оплаты труда на год.

7. Механизм реализации и внесения изменений в политику

Политика в области обучения персонала проводится через разработку и реализацию следующих документов:

• Положение о коучинге
• Положение о наставничестве
• Положение о дистанционном обучении
• Положение о проведении бизнес-тренингов
• Положение о проведении деловых и ролевых игр
• Учебные планы
• Бюджет обучения

Внесение изменений в политику обучения персонала происходит при корректировке стратегических целей компании.