Теория обучения

Обучение является сложным и непрерывным процессом, имеющим три основных аспекта:
• Знания – что индивидуумам нужно знать,
• Навыки — что индивидуумам нужно уметь делать,
• Установки – какие чувства испытывают индивидуумы по отношению к своей работе.

Скорость обучения может быть разной, в зависимости от эффективности профессионального обучения, опыта и природных способностей обучающегося, а также заинтересованности последнего в обучении. Кривая обучения (рис.1) – это графическое представление количества времени, которое понадобится необученному и неопытному человеку для достижения требуемого уровня показателей при выполнении определенной работы.

Рис.1 Стандартная кривая обучения

Такой уровень еще называют нормой опытного работника (НОР). Форма кривой отражает скорость обучения.
Обучение бывает ступенчатым (рис.2). На ступенчатой кривой обучения имеются участки, на которых отсутствует улучшение показателей.

Рис.2 Ступенчатая кривая обучения

Это может быть вызвано тем, что обучающиеся не могут непрерывно улучшать свои навыки или повышать скорость выполнения работы и нуждаются в паузе для того, чтобы закрепить то, чему они уже научились.
Ключевыми факторами успеха в обучении являются:
• Мотивация или ощущение цели – люди лучше обучаются, когда видят полезный конечный продукт этого процесса,
• Обучение практикой – люди лучше обучаются, когда делают то, чему обучаются,
• Возможность делать ошибки – обучение практикой означает, что люди подвергаются риску неудачи и такая возможность должна им быть предоставлена,
• Обратная связь – это наилучший способ для обучающихся узнать, что и как они делают и оценить это,
• Предоставление возможности ученикам обучаться в удобное для них время и в удобном для них темпе — обучение будет эффективнее, если обучающиеся будут сами управлять им в соответствии с собственными предпочтениями.
Теории обучения вытекают из разработанных в 20 веке крупнейшими американскими психологами Б.Скиннером, А.Бандурой и др. теорий личности.
• Научающе-бихевиоральная теория – теория предполагающая необходимость позитивного (в случае стремления ученика обучаться) или негативного (в случае неудовлетворительных итогов обучения) подкреплений (стимулов).
• Теория самоэффективности – теория относится к умению людей осознать свои способности выстраивать поведение способствующее эффективному обучению. При этом наиболее важным источником эффективности является прошлый опыт (личный или других людей) успеха и неудач процесса обучения. Эффективность может быть также достигнута или изменена через убеждение человека в том, что он обладает способностями, необходимыми для обучения.
• Теория познания – теория акцентирует внимание на том, что если люди могут открывать для себя что-либо новое, они более склонны развивать при необходимости полученные знания или навыки. Теория познания является базой для совершения открытий, самоуправляемого обучения и процессов «сделай сам».
• Информационная теория – теория говорит о том, что обратная связь может управлять показателями работы таки же образом, каким термостат управляет системой нагрева. Обучающиеся реагируют на сигналы стимулов, и если последние установлены на основании анализа навыков, их можно использовать для составления программ профессионального обучения.
• Теория эмпирического обучения – эмпирическим обучением занимаются люди, размышляющие над своим опытом, чтобы понять его и определить, как его можно применить.
• Побудительно – респонсивная теория – теория связывающая процесс обучения с целым рядом факторов, а именно: побуждение – должна существовать потребность или побудительная причина для обучения; стимул – необходимо стимулировать людей обучаться; реакция – в процессе обучения людям нужно помогать развивать соответствующие реакции (например, знания, навыки приведут к достижению эффективных показателей работы).